Наталия Королевская, глава Комитета Верховной Рады Украины по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству
Чем обернется для Украины налоговая реформа? 2 декабря на Украине был окончательно принят Налоговый кодекс, ставший объектом резкой критики со стороны предпринимателей и оппозиционеров. На следующий день после этого милиция разогнала митинг, проходивший на Майдане Незалежности в знак протеста против налоговой реформы. Организаторы протестной кампании, со своей стороны, заявили, что митинги будут продолжены. Есть ли перспективы у "Майдана-2"? Как будут в дальнейшем проходить реформы на Украине? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответила глава Комитета Верховной Рады Украины по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству, депутат Верховной Рады от БЮТ Наталия Королевская.Здравствуйте Наталья Юрьевна,
Вопрос таков учитывая что большинство участников митинга призналось что даже не в курсе что собой представляет проект налогового кодекса...
Так что планируется изменять в проекте?
2)Не кажется ли Вам что митинг был устроен не столько с целью изменения налогового кодекса, сколько с подачи оппозиции с целью дискредитации власти?
Даже представители налоговых органов говорят о сложности и неоднозначности Налогового кодекса, который насчитывает более 500 страниц. Люди не согласны с самой философией налогового законодательства, которое обрекает их на безработицу и нищету. Чтобы понять это - не требуются глубокие познания в налоговом праве. По всей стране люди вышли на митинги протеста против коррупции и бедности, против всевластия чиновников. Требования предпринимателей касались сохранения упрощенной системы [налогообложения] и снижения давления налоговых органов на малый бизнес. Речь идет об отстаивании прав малого бизнеса работать в нормальных условиях, сохранить миллионы созданных бизнесменами рабочих мест.
Что касается второго вопроса, то власть сама себя дискредитирует экспериментами, подсовывая в парламент такие сырые и непрофессиональные документы, как Налоговый кодекс. Со всей ответственностью заявляю, что все активисты митинга, с которыми я общалась и поддерживала все эти дни, отстаивали исключительно свое конституционное право заниматься предпринимательской деятельностью. Для миллионов людей в нашей стране, занятых в малом бизнесе - это вопрос выживания, вопрос экономического развития государства в целом.
Опять же, к вопросу цивилизованности. Во всех нормальных странах для выражения массовых протестов отводится оговоренные площадки, там проводятся протестные мероприятия с пригоашением СМИ, которые и придают гласность требованиям протестанотов. Почему на Украине надо обязательно собраться на самой центральной площади, лице столицы, и буквально её загадить? И куда смотрит хотя бы санитарная инспекция? И почему так называемая оппозиция ничего конструктивного не предлагает и демонстрирует пренебрежение законами страны? Не нравятся - меняйте в установленном порядке, но подчиняться им надо. Как считаете Вы?
Если вы смотрите телевизионные репортажи, то видели, как недавно студенты в Италии при проведении акции протеста захватили Колизей в центре Рима. А до этого массовые протесты в Париже затронули всю центральную историческую часть города. Конечно, любой власти выгодно, чтобы акции протеста проходили где-нибудь за городом, в таком месте, чтобы их не было видно и слышно. Но так не бывает. Я уверена, что власть должна слышать голос народа. Если бы у нас в стране был налажен конструктивный диалог между властью и обществом, если бы Налоговый кодекс действительно обсуждался с предпринимателями – они бы никогда не вышли на улицы. Справедливость их требований подтвердил президент Украины, который наложил вето на некачественный Налоговый кодекс и внес поправки, на которых настаивали предприниматели. Плохо, что для того, чтобы их услышали, людям пришлось две недели протестовать на морозе. Уличные митинги – это крайняя форма протеста и власть должна делать все, чтобы не доводить людей до этого.
Здравствуйте, судя по новостям украинские политики переняли у российских коллег "самые лучшие методы" общения с элетротаром. Также, недавно объявили, что собираются строить "демократию" подобную российской. Каково настроение граждан в связи с этим (на Востоке и на Западае)? Есть ли угроза, что Украина станет олигархической клептократией в самом ближайшем будущем?
Я считаю эффективной ту власть, которая считает своей целью и задачей удовлетворять потребности общества и отвечать тем запросам людей и тем надеждам, которые общество возложило на эту власть. У нас же богатые становятся еще богаче, всемогущие наделяются еще большей властью, а бедные становятся еще беднее и уже совсем скоро не будут иметь никаких прав. Если так будет продолжаться, то в нашей стране скоро лампадкой будет пользоваться гораздо привычнее, чем электрическим светом, тарифы на услуги ЖКХ станут такими, что будет легче замерзнуть в своей квартире, чем их заплатить, а предпринимателей облагают такими налогами, а точнее оброком, что они вынуждены будут закрыть производство и стать в очередь за пособием по безработице. Общаясь с людьми по всей стране, я вижу их разочарование, так как большие ожидания и надежды на новую власть не оправдываются.
Здравствуйте Наталия Юрьевна.? такой.
Почему так быстро развалилась опозиция в парламенте и как планируете бороться с властью парламенскими методами , что противопоставить власти , и вообще будет ли единая опозиция. сможет ли спрятать свои меркантильные и бизнес интересы члены парламенской опозиции и люди стоящие за ней и бороться за демократию ? ИЛИ?
Оппозиции нужно сегодня думать не о меркантильных интересах, не о сохранении себя во власти, а о будущем страны. Украина стоит в шаге от пропасти, мы можем полностью потерять конкурентоспособность на мировом рынке. Именно на устранение этой угрозы должны быть направлены усилия и власти, и оппозиции, вне зависимости от цветов флагов. Я недавно была в Белой Церкви, встречалась с людьми, ездила по рынкам, так вот ни одного человека я не встретила, кто бы сказал, что у нас инфляция составляет 10 процентов, как минимум она вдвое больше. У нас государственный долг, который год назад составлял 20 процентов от ВВП страны, сегодня приближается к 40 процентам. Впервые в стране увеличивается теневая экономика уже за счет роста официального внутреннего валового продукта, пятьдесят процентов экономики находится "в тени". Скажите, у нас хоть что-нибудь может работать "в тени", если этим "крышевательством" не будет заниматься власть? Для того чтобы остановить эти процессы, мы разработали Декларацию экономической свободы, за которую предложили проголосовать в Верховной Раде. В этом документе содержатся экономические ограничители, за рамки которых не должна переходить власть. Уверена, оппозиция в парламенте должна исходить из понятия "экономического патриотизма", поддерживая необходимые экономические реформы и ставя заслон непродуманным экспериментам над экономикой и людьми. Мы должны перейти к моделированию грамотных реформ, которые должны проводиться в интересах всего общества.
Вы рассматриваете для себя возможность участия в президентских выборах 2014 или 2018 года? Спасибо
Поживем - увидим. :-)
Каким образом новый налоговый кодекс отразится на иностранных инвесторах? есть ли позитивные изменения призываные привлечь новых инвесторов из-за рубежа?
Думаю, иностранные инвесторы не увидят в Налоговом кодексе никаких позитивных изменений. В этом документе остались все те недостатки постсоветской налоговой системы, из-за которых наша страна плетется в конце основных мировых рейтингов, в том числе и по количеству привлеченных иностранных инвестиций. Речь идет о сложности администрирования налогов, большом количестве времени, требуемом на оформление налоговой документации, высоких ставках налогов и так далее. К сожалению, и в новом Налоговом кодексе отсутствуют стимулы для иностранных инвесторов вкладывать средства в нашу страну.
Здравствуйте, Наталья Юрьевна.
Предполагает ли новый Налоговый кодекс снижение налога на прибыль крупных предриятий? Если предполагает, из каких источников будут компенсировать недостающую сумму средств, направляемых на выполнение государственного бюджета Украины? Будет ли сокращена расходная часть бюджета Украины на 2011 год?
Налоговый кодекс предполагает постепенное снижение ставки налога на прибыль до 16 процентов через 5 лет, то есть в 2016 году. Но я считаю, что снижение ставки должно быть более радикальным и резким. Тогда компенсировать потери можно будет за счет эффекта стимулирования роста экономики, к которому обычно приводит снижение налоговой нагрузки. "Детенизация" путем создания благоприятных условий для развития бизнеса – это единственно верный и эффективный путь для Украины. К сожалению, правительство идет другим путем – путем закручивания гаек и ужесточения налогового гнета. Полагаю, что работа в условиях нового Налогового кодекса приведет к уменьшению поступлений в бюджет. Основная причина – это чрезмерное давление на бизнес, большая административная и фискальная нагрузка.
Что же касается госбюджета на 2011 год, то там заложены абсолютно нереальные цифры доходов и расходов. По прогнозным показателям мы закончим этот год с доходом бюджета не больше 250 миллиардов гривен и недовыполним бюджет. В бюджете на 2011 год планируются расходы в размере 321 миллиарда, при этом реальный долг будет около 70 миллиардов гривен. То есть этот бюджет заведомо невыполним по доходной части и завышен по расходам.
Уважаемая Наталия Юрьевна! Если не ошибаюсь, ставка социального налога на Украине составляет 34%, что вообще-то очень много. Планируется ли её снижение?
Я убеждена, что 34 процента - это слишком много, это приводит к выплате зарплат в "конвертах", тенизации экономики. Однако я не вижу политической воли у правительства, чтобы в ближайшее время уменьшить этот налог.
Наталья, здравствуйте.
1 - Не кажется ли Вам, что кучу нервов можно было бы сберечь, если бы заранее организовать ОБСУЖДЕНИЕ в интернете проекта кодекса? Не стоит ли заимствовать идею Российских коллег, которые обсуждают в инете уже второй закон: О Полиции - раньше и Об образовании - сейчас. Прислушаться к мнению критики, если она конструктивна?
2 - Претензии вызывают малый и средний бизнес, которые обвиняют в уходе от налогов. ОК. Отель, оформленный на одного ЧПшника, Фирма программеров как ЧПшник и тп - это то зло, из которого ищется выход. Каким образом? Выход предлагается в налоговых каникулах для СРЕДНЕГО бизнеса (с ограничением оборота в год суммой x млн грн??). А для малого бизнеса (для РЕАЛЬНЫХ индивидуалов и одиночек) сумма ЕД налога повышается в 5 - 8 раз.
Наталья, получается так, что те, кто налоги не платил, так и не будут их платить до 2016 года в рамках налоговых льгот среднему бизнесу. Малый бизнес,- индивидуалы - одиночки, кто платит налоги, будут уничтожены.
Считаете ли Вы постановку вопроса ( а это - краткая т.з. ) верной либо есть непонимание?
3 - Верна ли точка зрения, что малый (индивидуальный) бизнес на Украине будет свернут рано или поздно?
С уважением и пожеланием успехов.
Спасибо за вопрос. Во-первых, вы абсолютно правы, и это была моя позиция: нельзя принимать такие важные для экономики документы без общественного обсуждения. Консультации со всеми заинтересованными сторонами необходимы. И если бы власть прислушивалась к мнению предпринимателей, то нам удалось бы принять гораздо более адекватный Налоговый кодекс. Вместо этого власть все лето занималась имитацией всенародного обсуждения и не учла ни одного предложения по совершенствованию недобросовестно подготовленного Налогового кодекса. Реформы можно проводить только через диалог власти и общества!
Во-вторых, я уже говорила сегодня о том, что проблема Налогового кодекса – это проблема философии налогового законодательства. Я убеждена в том, что государство не может делить участников рынка на любимчиков и изгоев, в число которых сегодня попал малый бизнес. Нужно менять подходы к налоговой системе. Государство должно стимулировать развитие экономики. Это залог увеличения бюджетных доходов и, как результат, улучшение качества жизни наших граждан. Но я категорически против, чтобы вопрос решался по принципу "решаем проблему одних за счет других". Положить под нож малый бизнес – это значит поставить экономику в полную зависимость от олигархов, убить всякую конкуренцию внутри страны и в итоге снизить конкурентоспособность страны на внешних рынках.
В-третьих, малый бизнес в современном мире никуда не исчезает – он просто переходит на нелегальное положение. И тогда бюджет не получит от него ни копейки.
Уважаемая Наталья Юрьевна! Есть мнение, что изменить налоговый кодекс Украину вынудили европейские кредиторы. Это действительно так? Украина может сегодня обойтись без европейских кредитов?
Я считаю, что Украина вполне может обойтись без внешних кредитов. Необходимые средства находятся в Украине, так как 50 процентов экономики находится "в тени". ВВП теневой экономики, которую контролируют приближенные к власти группы, поэтому на одну душу чиновника теневой ВВП составляет 1 миллион 190 тысяч гривен. Арифметический ВВП на душу населения – всего лишь 27 тысяч гривен. Разница в показателях почти в 50 раз! Поэтому вместо того, чтобы брать иностранные кредиты, власти следовало бы создать внутри страны такие условия, при которых работать легально было бы выгоднее. Тогда бизнес выйдет из тени, начнет платить налоги, инвестировать в развитие экономики, и госбюджет получит средства, необходимые для того, чтобы поднять пенсии и выполнить все социальные обязательства перед жителями Украины.
Можно ли узнать, как, конкретно, Вы голосовали по вопросу принятия кодекса и почему?
Я голосовала против. Более того – я внесла законопроект, в котором предложила отменить решение о принятии этого Налогового кодекса. Также я являюсь одним из соавторов Налогового кодекса, разработанного и предложенного парламенту как альтернативный вариант, но Верховная Рада его не поддержала. Уже после принятия кодекса я в составе группы 53 народных депутатов подписала представление в Конституционный суд о признании Налогового кодекса неконституционным. При его принятии была нарушена процедура, кроме того, он существенно снижает объем конституционных прав граждан. Он фактически устанавливает презумпцию виновности плательщиков в отношениях с налоговой службой.
Уважаемая госпожа Королевская! В какой степени и на чем пострадают малообеспеченные слои населения Украины от введения нового Налогового кодекса? Кто конкретно выиграет от его введения и какую часть населения Украины эти люди составляют?
От Налогового кодекса пострадает вся экономика страны, которая будет вынуждена в авральном порядке приспосабливаться к работе по новым нормам. Учитывая, что документ принят сырой и сами разработчики не скрывают, что намерены вносить в него изменения, процесс этот будет постоянным. Что касается малообеспеченных слоев, то репрессивный Налоговый кодекс не содержит в себе стимулов для развития экономики. А это значит, что не будет у нас в ближайшее время ни роста иностранных инвестиций, ни сокращения доли теневой экономики, ни увеличения поступлений в бюджет. Таким образом, у государства не будет дополнительных средств для выплат малоимущим. В выигрыше останутся только представители крупного бизнеса и чиновники, в интересах которых и написан этот Налоговый кодекс.
1) Будет ли распущена налоговая милиция?
2) Будет ли прекращена практика взимания налога "вперед" ?
3) Правда ли, что в новом кодексе разрешается
- штрафовать "за неуплату налогов" без решения суда, и что уже предпринимателю придется доказывать свою невиновность в суде ?
- арестовывать в счёт уплаты долга имущество по месту его проживания (т.е. по месту его регистрации, но как известно, большинство ЧП регистрируются по своему дом. адресу) ?
4) Какие еще кодексы планируется принять в ближайшие полгода (или "поправки" в них, сравнимые с "поправками" в текущий налоговый кодекс) ?
Спасибо.
Учитывая, что большинство в парламенте не поддержало мой законопроект по ликвидации налоговой милиции, в ближайшее время она распущена не будет. Неспособность экономическими методами бороться с "тенизацией" экономики заставляет власть прибегать к силовым методам, загоняющим экономику в еще большую "тень". Не случайно в бюджете на 2011 год власть заложила резкое увеличение финансирования силовых органов.
Что касается налоговой предоплаты, то судя по тому, что правительство не справляется с наполнением бюджета и рост бюджетного дефицита налицо – думаю, практика взимания налогов "вперед" сохранится и в будущем году.
Следующим потрясением для Украины станет пенсионная реформа, а также Жилищный и Трудовой кодексы, принятие которых вызовет еще больший резонанс в обществе.
Наталья Юрьевна, вы отмечали, что введенная по новому налоговому кодексу 5%-ая ставка налога на дивиденды - это слишком мало и несправедливо, что такая низкая ставка позволит бизнесменам выводить деньги для использования их в каких-то теневых целях. Но разве справедливо, особенно учитывая, что экономика в Украине развивающаяся, в отличие от окрепших экономик развитых стран Европы, которые производят высококонкурентный, технологичный продукт (который и с высокими налогами себя продаст), что наши предприятия должны платить налогов более 50% от фонда начисляемой зарплаты своих сотрудников, разве справедливо, что за каждую запятую не там поставленную у предпринимателя могут все имущество арестовать, как ему еще вывести законно из под дамоклова меча свои заработанные с высоким риском средства уже после уплаты 25% налога на прибыль и 20% НДС?
Вы совершенно правы, налоговая система Украины крайне несовершенна и не отвечает вызовам времени. Фактически это замкнутый круг. Высокий уровень коррупции и сложнейшая система администрирования налогов заставляет большинство предпринимателей работать "в тени". При этом "дыры" в законодательстве предоставляют возможность "неприкосновенной касте" выводить огромные капиталы. Именно на устранение этих недостатков Налогового кодекса были направлены более 800 поправок от оппозиции, которые большинство в парламенте, к сожалению, проигнорировало.
Почему:
- количество деклараций меньше не стало?
- подавать их надо так же, как и сейчас?
- платить налоги столько же раз, как и сейчас?
- количество проверок меньше не стало?
- налоговая милиция никуда не делась?
Почему ничего не произошло для того, чтобы улучшить положение в рейтинге легкости уплаты налогов?
Почему оппозиция кроме разговоров об этих изменениях на различных ток-шоу не предприняло никаких шагов?
Как глава парламентского комитета хочу отметить, что на законодательном уровне мне удалось разработать и добиться принятия принципа "молчаливого согласия" и "декларативного принципа". Но принять закон в Украине – это лишь первый шаг. Гораздо больше усилий необходимо приложить для того, чтобы добиться исполнения чиновниками действующего закона. Мною разработана программа "Реанимация", направленная на то, чтобы отслеживать, какие законы у нас не работают. В ней целый раздел посвящен контролю над выполнением законодательства по упрощению разрешительной и лицензионной системы.
Что касается проверок и налоговой милиции, то я неоднократно вносила в Верховную Раду законопроекты, направленные на сокращение проверок и полную ликвидацию налоговой милиции. К сожалению, они не были поддержаны нынешним большинством в Верховной Раде.
У нас был шанс провести честную и прозрачную налоговую реформу, на чем настаивала оппозиция, и улучшить свои показатели в мировых рейтингах. Но власть упустила этот шанс, и был принят репрессивный Налоговый кодекс.
1. Как вы считаете, налоговая система Украины в условиях нынешнего кризиса должна в большей степени выполнять стимулирующую или фискальную функцию?
2. Ваш родной брат Константин Королевский является заместителем Министра регионального развития России. А вы на руководящей должности в органах государственной власти другой страны. Не видите ли Вы конфликта интересов? Помогает ли Вам брат в вашей работе? Помогаете ли Вы брату?
3. Вы и Ваш брат являетесь собственниками нескольких крупных бизнесов. Вы также одновременно являетесь одним из разработчиков Налогового кодекса Украины. Как Вы считаете, какие правовые и институциональные гарантии должны быть действующем законодательстве, чтобы разработчики Налогового кодекса как России, так и Украины, действовали в интересах народа, а не в собственных интересах?
4. Считаете ли вы возможным в перспективе изменение ставки подоходного налога на Украине (вверх или вниз)?
1. В современных посткризисных условиях, безусловно, налоговая система должна выполнять стимулирующую функцию. Это вопрос выживания нашей страны, улучшения ее конкурентоспособности на внешних рынках. Стимулируя развитие бизнеса в Украине, мы смогли бы существенно пополнить государственный бюджет, создать новые рабочие места, добиться увеличения зарплат и, как итог, улучшения уровня жизни людей.
2. Никакого конфликта интересов нет. Брат занимается свой работой в России, а я своей в Украине. У каждого своя судьба и своя жизнь.
3. Я уже очень давно не занимаюсь бизнесом и уж тем более не являюсь разработчиком Налогового Кодекса Украины. Если вы заметили, я последовательно критиковала саму философию этого документа и вносила законопроекты о его отмене.
4. Я убеждена, что снижение ставок налогов способствует "детенизации" экономики. Поэтому я последовательно выступаю за снижение налоговой нагрузки, дифференцированный подход к налогообложению и максимальное упрощение системы администрирования налогов.
9 из 10 известных мне "упрощенцев" использовались крупными предприятиями для ухода от налогов. Считаете это нормально или такую схему надо было поломать?
Безусловно, наличие схем минимизации налогов – ключевой риск упрощенной системы. И эту проблему однозначно нужно было решать. Но у нас, как всегда, пытаются лечить головную боль с помощью гильотины и вместо устранения схем уклонения от налогов уничтожить малый бизнес. Упрощенная система создавалась для того, чтобы в стране появились миллионы самозанятых людей, которые ничего не просят у государства, создают новые рабочие места и платят налоги. Эта система показала свою эффективность на протяжении десяти лет. Конечно, ее можно модернизировать, усовершенствовать, но ни в коем случае не отменять. В результате действий власти только за ноябрь в стране более 45 тысяч человек сдали свои патенты и стали безработными. Завтра они потребуют себе пособие по безработице и будут правы. Но разве в этом цель реформ? Или все-таки государство должно в первую очередь заботиться о сохранении рабочих мест и создании новых?
Здравствуйте Наталия!
Не кажется ли Вам, что перевод некоторых видов деятельности на общую систему налогообложения ещё более загонит в тень украинскую экономику? Как власть думает с этим бороться?
Безусловно, вы правы. Дальнейшая "тенизация" экономики – это ключевое негативное последствие принятия Налогового кодекса в нынешнем виде. Именно поэтому мы предлагаем создать прогрессивную налоговую систему, которая была бы направлена не на "отжимание" налогов любым способом, а стимулировала бы развитие экономики, поощряла бы создание новых рабочих мест и вложение инвестиций. Именно такой должна быть философия налогового законодательства в 21 веке!
Здравствуйте, Наталья Юрьевна.
Согласно существующему мнению огромного числа граждан Украины не малую ответственность за плачевное экономическим состоянию республики несут «торгаши» различных мастей и калибров, которые не только не производят товаров но неплохо живут с разницы искусственно поднятых цен. Мало того что настоящим производителям с их вину уже не выгодно работать на Украине так они еще практически не платят налоги (200гр не налог) но претендуют на равное социальное обеспечение. Поможет ли новый налоговый кодекс вылечит раковую опухоль Украины - позакрывать базары?
К сожалению, не могу с вами согласиться. Ответственность за плачевное состояние дел в нашей экономике в первую очередь несут коррумпированные чиновники, а не предприниматели. Я за равную конкуренцию, ведь чем больше предложение товаров, тем ниже цены. При этом государство должно следить за тем, чтобы не создавались монополии и цены не поднимались необоснованно. Для этого у чиновников есть все инструменты, которыми они не пользуются.
Неспециалисту, прочитав проект и поправки к Налоговому Кодексу, сложно разобраться, что будет с единым налогом и упрощенной системой налогообложения в целом?
Поделитесь теми перспективами, которые для Вас очевидны и неизбежны для "единоналожников". В частности:
1) "планка" с оборотом за год;
2) ограничения по видам деятельности (IT-сфера, издательская деятельность, юруслуги);
3) оплата налога (15%) при условии преимущественной работы с одним контрагентом.
Какие рецепты выживания для малого и среднего бизнеса после налоговой реформы в нынешнем виде Вы могли бы посоветовать?
Пока что малый бизнес выиграл время, но не битву. После вето президента нам удалось сохранить существующую систему и в новом Налоговом кодексе. Но на следующий год власть планирует реорганизовать систему налогообложения малого бизнеса, поэтому мы создали Совет предпринимателей при Верховной Раде, чтобы максимально учесть мнение представителей малого бизнеса при внесении изменений в налоговую систему.
Добрый день Наталья.
1. Правда ли то, что в развитых странах действительно отсутствует система единых налогов?
2. Как вы думаете, почему не вводят налоговую амнистию в Украине, ведь наверное она позволит ввести значительную суммы в "белый" бизнес? Ведь налоговую амнистию вводили разные страны и добивались неплохих результатов.
1. Система единого налога отсутствует в тех высокоразвитых странах, где уже построена эффективная экономическая система, в которой есть место и для крупного, и для среднего, и для малого бизнеса, налажен контроль над уплатой налогов всеми без исключения и ничтожно мала доля "теневого бизнеса". В Украине, где половина экономики находится "в тени", а малый и средний бизнес только формируется, система упрощенного налогообложения создавалась для формирования класса малых предпринимателей. Она позволила миллионам людей самим создать себе рабочие места, кормить себя и семью, не дожидаясь помощи от государства. Пока экономика страны не восстановится – отказываться от единого налога нельзя, иначе мы получим огромную армию безработных, резко упадут доходы бюджета и государство столкнется с системным кризисом экономики.
2. Пока в Украине не проведена антикоррупционная реформа, любая налоговая амнистия потерпит неудачу.
Правда ли, что на Украине будет проводится / уже проводится «шоковая терапии» по планам, еще весной подготовленным Андерсом Ослундом?
У меня нет информации о причастности Ослунда или других известных западных экономистов к решениям нашего правительства. Но я вижу, что в Украине проводится "шок без терапии". Думаю, ни один европейский политик или эксперт не смог бы предложить таких "драконовских мер", которые сегодня пытаются реализовать в правительстве. Эти решения не имеют ничего общего с настоящими реформами, а негативный эффект от них значительно больший, чем "шоковая терапия", проведенная в свое время в странах Центрально-Восточной Европы.
Наталия, здравствуйте.
В чем суть этих реформ на Украине, и связанного с ними проекта налогового кодекса? Говорилось, что двигающей силой является желание бороться с теневой экономикой. Как отразятся на бизнесе и экoномической активности новые правила и в чем заключается протест предпринимателей?
Спасибо.
Сути нет, потому что нет реформ. Есть попытка закручивания гаек, которое только стимулирует дальнейшее развитие "теневого рынка". Это тупиковый путь. Власть пытается убедить общественность в своих добрых намерениях, прикрывая ими псевдореформы. Но такой подход не только разрушающе действует на экономику, но и разрушает веру в настоящие реформы. Предприниматели вышли на Майдан, потому что увидели в действиях власти угрозу самому существованию малого бизнеса в Украине.
Наталия,добрый день.
1) Ставка единого налога для физ лиц с предельным уровенем дохода в 500тыс остаётся без изменений?
2)Готова ли Украина развивать наукоёмкие производства, что для этого делается?
Нам удалось отстоять эту норму и пока она остается без изменений. Но, как вы знаете, в следующем году эту систему вновь попытаются изменить, так что все еще впереди.
Что касается второго вопроса, то для развития наукоемких производств требуется благоприятный инвестиционный климат, высококвалифицированная рабочая сила и наличие хорошо финансируемых площадок научных исследований. Бизнес-климат в стране ухудшается из-за закручивания гаек в экономике. Налоговое законодательство и высокий уровень коррупции продолжает отпугивать инвесторов. Отсутствие реформ не позволяет улучшить финансирование научных исследований. В итоге, Украина вынуждена до сих пор пользоваться тем запасом наукоемких ресурсов, который был накоплен еще при Союзе. Без кардинального изменения государственной политики по развитию наукоемких производств этот вопрос с мертвой точки не сдвинется.
Если Вас не затруднит, можно кратко, плюсы и минусы налоговой реформы в понятных для обывателя выражениях?
Спасибо.
Если мы говорим о принятом Налоговом кодексе, то я не стала бы называть это реформой. Фактически вместо Налогового кодекса нам предложили собранные под одной обложкой налоговые законы, принятые в разное время и в разных экономических условиях. Плюсом этого документа является попытка систематизации законодательства, постепенное снижение налоговой ставки по НДС и налогу на прибыль. К сожалению, минусов значительно больше. И самый главный из них – не была предпринята попытка изменить саму философию налогового законодательства, сделать его стимулирующим, а не репрессивным. В Налоговом кодексе осталась крайне сложная система администрирования налогов, сохранены чрезмерные полномочия налоговых органов, отсутствуют реальные механизмы отстаивания интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой, он содержит массу "налоговых дыр" и возможностей для коррупционных схем. Самое главное – этот Налоговый кодекс не направлен на рост экономики, он консервирует нынешнюю схему отношений "власть-бизнес", которая давно уже не соответствует требованиям экономики 21 века.
Уважаемая Наталия Юрьевна, насколько известно в Украине перепроизводство электроэнергии и значительная часть ее продается в европу, цена для населения на электричество в данный момент намного выше чем в Германии, чем мотивируется увеличение этой цены для населения Украины вдвое?
Да, перепроизводство и экспорт есть. Но сегодня цена электроэнергии в Украине ниже, чем в Германии, но и уровень доходов у нас явно не немецкий. Но в 2011 году цены на электроэнергию в Украине выровняются с европейскими. Такие планы у власти есть.
Добрый день как Вы думаете почему введение налога на доходы от банковских депозитов не вызвало серьезной реакции в обществе и к чему приведет необходимость подавать декларацию о доходах для всех вкладчиков банков? Спасибо.
Нейтральная реакция – это следствие слабой информированности граждан. Полагаю, что налоговики столкнутся с проблемами при практическом внедрении данной системы, а банки могут потерять некоторых клиентов.
Существует 206 статья УК Украины о препятствовании законной предпринимательской деятельности. Однако механизмы использования статьи в деле натыкаются на массу нечетких определений. Планируется ли, в плане повышения способности противостоять гос машине, сделать уточнения по этой статье?
2. Применимо ли по отношению к гос.органам понятие монопольного положения?
Заранее спасибо за ответы.
1. Я последовательно отстаиваю в парламенте необходимость законодательного закрепления ответственности чиновников за свои действия, вносила соответствующие законопроекты. Разработанная мной программа "Реанимация" включает в себя законопроект №7038, в котором предлагается усилить ответственность за нарушение законодательства об обращении граждан и информации, за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий; служебную подделку, служебную небрежность, взяточничество и провокацию взятки, незаконное обогащение, злоупотребление влиянием и многое другое. Но, к сожалению, провластное большинство Верховной Рады не поддержало этот законопроект.
2. Вы имеете в виду монополию на коррупцию?:-)
Если я не ошибаюсь, Украина осталась единственной страной бывшего СССР, которая использует Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения, заключенное СССР. Уже давно Россия и другие республики заключили новые соглашения. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
В моем законопроекте "О едином налоге" я предлагаю денонсировать это соглашение. Надеюсь, парламент поддержит эту инициативу.