Михаил Губергриц, специалист по разработке логотипов, фирменных стилей и брендинга
Каким должен быть логотип Олимпиады? 1 декабря в Москве был представлен логотип Олимпиады-2014, которая пройдет в Сочи. Какова история олимпийских логотипов? Как должен быть сделан логотип такого масштабного события, чтобы он не потерялся среди других? Насколько важным для России является создание мощного бренда из Олимпиады? Стала ли олимпийская сборная России более узнаваемой благодаря появлению ее талисмана – Чебурашки? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил специалист по разработке логотипов, фирменных стилей и брендинга, творческий директор компании BBDO Branding Михаил Губергриц.1. У какой Олимпиады был самый удачный логотип, на Ваш взгляд?
2. Как придумывают логотип?
3. Не устарел ли логотип самих Олимпийских игр?
1. На мой взгляд, за последнее время самой интересной была эмблема для Олимпиады 1998 года в Нагано (цветок, лепестками которого являются фигурки спортсменов) – ее создателям удалось и сделать современную яркую запоминающуюся эмблему, и показать частичку своего национального характера, и умудриться отобразить в лепестках основные виды спорта.
2. Обычно – "в муках", но иногда бывают и озарения :). На самом деле, это не простая задача, а огромный труд большого количества людей, не только дизайнеров.
3. Я думаю, это тот редкий случай, когда эмблеме суждено прожить "счастливую и долгую жизнь", без переделок и рестайлингов. Не думаю, что ее когда-либо что-то сможет заменить. Эта эмблема, что называется, "на века", вряд ли она когда-то устареет.
Зачем нужен логотип и корпоративная идентификация? Приведите конкретные экономические доказательства. Если таковых нет, означает ли это, что сам факт наличия логотипа никак не повлияет на экономическую эффективность?
Например, если бы у Samsung вместо логотипа была просто надпись Samsung шрифтом Arial, изменились бы от этого его продажи?
Логично, что Вам захочется приводить любые доводы, кроме конкретных расчетов, так как отсутствие необходимости в логотипах и корпоративной айдентике приведет к потере Вами работы.
Станислав, у логотипа и корпоративной идентификации есть две основные функции: первая – это отличительная (выглядеть так, чтобы продукт, компанию, услугу можно было бы отличить в среде подобных ей). И вторая – защитная (создать средство защиты от подражания и копирования).
Теперь, представьте на секунду, что вас зовут Джон Смит. И вокруг вас еще несколько Джонов Смитов, более того – они все очень на вас похожи. И ваш бухгалтер, выдавая зарплату, выдал зарплату другому Джону, ведь вы так похожи! Можете сами посчитать свои потери?
Чтобы такого не возникало, в бизнесе и существует корпоративная идентификация. Факт наличия логотипа создает компании Samsung средство для защиты от других компаний, которые уже не могут взять и написать то же самое название тем же шрифтом и, воспользовавшись фактом сходства, продавать свою продукцию под видом Samsung.
Есть ли у олимпийских логотипов какая-нибудь неотъемлимая часть которая должна присутствовать в каждом из них или это абсолютно свободная тематика? Сколько людей принимают участие в его разработке? Что бы вы разместили на логотипе Сочи 2014 в общих чертах?
Есть - это название города, где проводится Олимпиада, год ее проведения и олимпийские кольца – символ олимпийского движения. Остальное – на усмотрение оргкомитета.
Сколько людей и компаний привлекать к разработке - зависит от оргкомитета и компании, которая разрабатывает эмблему. Кто-то проводит народный конкурс, кто-то обращается в профессиональные брендинговые агентства. Например, Лондон проводил открытый народный конкурс, в котором поучаствовало более тысячи человек, как профессионалов, так и простых людей. При этом жюри состояло из трех равнозначимых частей: 1) профессиональные дизайнеры, 2) знаменитые спортсмены и 3) простые граждане Лондона, выбранные компьютером.
Сколько процентов получит тот дизайнер, который разрабатывал дизайн СОЧИ-2014? Потрачено ого-го сколько на проект в целом
Уважаемый Алекс! В нашей стране все очень любят считать чужие деньги :). Как правило, сверх-затраты на Олимпиады возвращаются. У каких-то стран сразу, у каких-то - спустя несколько лет (за счет построенных стадионов, увеличения интереса со стороны туристов и тому подобного). В конце концов, это PR страны, демонстрация положения в мире, и на это, как правило, денег не жалеют. Дизайнеры в результате получают проект, которым смогут гордиться всю оставшуюся жизнь, и деньгами этот процент не измерить.
Из чего складывается цена разработки подобных логотипов. В прессе были указана сумм в 10млн. рублей! В основном это оплата идеи?
Это оплата огромной команды специалистов очень высокого уровня. Не только дизайнеров, но и стратегов, консультантов и тому подобное. Такой проект не сделать, не изучив восприятие Олимпиады, страны и города Сочи, как в России, так и за ее пределами. Подобный проект невозможно сделать в одиночку или маленькой командой, так что затраты подобного масштаба, как правило, оправданы. Помимо логотипа-эмблемы разрабатывается и фирменный стиль, и пиктограммы, и система навигации, и еще много-много чего.
Основной бренд олимпиады был и остается символ 5 колец. Все что делается можно рассматривать как довесок к основному бренду. Интересно ли работать в таких условиях дизайнеру? Легче или сложнее, и какие цели он при этом ставит?
Не легче и не сложнее. Это правила игры,они бывают на любом проекте. Поверьте, пять колец – не самый плохой и осложняющий задачу символ.
Здравствуйте, Михаил.
Объясните пожалуйста, что такое вообще "разработка логотипа". Ведь по сути, это рисунок. А рисунок должен рисоваться, при чём от души. А не просчитываться по каким-то законам.
Здравствуйте! От души рисуют для себя, а у любой работы всегда есть заказчик. Дизайн – это не свободное творчество, а выполнение в художественной, изобразительной форме определенной задачи. При этом я не говорю, что дизайнеры работают без души, просто это разные вещи. Дизайн – это баланс между творчеством и наукой.
Как известно, олимпиада в Сочи обойдется минимум в два раза дороже двух предыдущих зимних олимпиад вместе взятых. Каким бы мог быть логотип такой олимпиады, если бы в нем потребовалось бы отразить сий факт?
Еще один вопрос про деньги :). Задам встречный вопрос: а если бы в 2 раза дешевле? Вам приятно было бы видеть логотип ну, например, своей собственной компании, зная, что на нем сэкономили?
Здравствуйте, Михаил. У меня несколько вопросов.
1) О чем Вы мечтали в детстве?
2) Вам нравится бренд Олимпиады-80 - Мишка? Я его вспоминаю до си пор, и, думаю, не я один. Можно ли ждать его возвращения?
3) Насколько важно профильное образование в Вашей профессии?
Благодарю за ответы!
Добрый день!
1. Мечтал и мечтаю до сих пор иметь собственный маленький домик на берегу моря :).
2. К сожалению, у Мишки есть автор и, насколько мне известно, он хочет больших денег за его "возвращение". Трудно упрекнуть его создателя за это, но Мишка действительно был одним из лучших символов и всех Олимпиад, и вообще, одним из символов того времени.
3. Я думаю, что образование очень важно. Быть художником, не умея профессионально рисовать, легче, чем быть хорошим дизайнером, не зная основ профессии.
Михаил, думаю вы видели первые два варианта логотипа, просочившиеся в сеть на этой неделе. Как вы оцениваете эти работы?
Это были неофициальные работы. Любой дизайнер или студия, в принципе, могут попробовать сделать свой собственный вариант, реализуя собственные цели и амбиции, и порадовать своих друзей или коллег, но к реальности это не имеет никакого отношения.
Здравствуйте!
Почему бы не заказать логотип у известной студии, отечественной или зарубежной?
Разработкой занималась компания Interbrand – один из мировых лидеров и безусловный авторитет в этой области.
Михаил здравствуйте. У меня больше не вопрос,а высказывание своего мнения по данной теме. И интересно ваше мнение как специалиста. А мнение мое такое, что логотип должен быть таким чтобы по прошествии четверти века (условно) и более логотип был узнаваем, тоесть где проходила данная олимпиада, как пример Московская в 1980, вроде бы не ярко,просто, но узнаваемо. Логотипы последних олимпийских игр ярки, как вспышки падающих звезд, красиво на момент действа и все. Спасибо.
Есть разные взгляды на это. Кто-то посчитал так же, как вы, кто-то решил для себя, что важнее в данный момент быть модными и ультрасовременными, ведь продавать свою символику нужно сейчас, а не через 25 лет. Все-таки Олимпиады все больше становятся коммерческим мероприятием. Есть еще один важный момент – важно угадать, какой стиль будет современным через несколько лет – ведь до Олимпиады в Сочи еще больше, чем 4 года и, работая над таким проектом, нужно пытаться заглянуть вперед на несколько лет.
Лого "Евровидения" в Москве - это было лучшее лого всех "Евровидений". Как вы его оцениваете? Есть ли надежда, что лого олимпиады в Сочи будет еще круче?
Я бы не стал сравнивать эти два события и, как следствие, логотипы. Цели, которые стоят у каждого из них, разные и публика разная.
Михаил, здравствуйте!
1. Ну так каким-же должен быть логотип Олимпиады? Ваше мнение?
2. Действительно-ли можно сделать логотип, не теряющийся среди остальных? Можете привети пример (олимпиадного логотипа)?
3. Ваша компания взялась бы за ребрендинг пяти олимпийских колец?
(Я не предлагаю обсуждать зачем, просто представьте что есть такой заказ).
Спасибо!
1. Я надеюсь, вы уже сами увидели это.
2. Действительно можно, и практически всем последним эмблемам это удалось. Я уже упоминал Нагано, сюда же добавил бы Шанхай, Барселону, Лондон, Турин, Афины и Сидней.
3. Нет, никогда бы не взялись. Нельзя браться за то, что нельзя сделать лучше.
как образуется стоимость придумывания логотипа? то есть люди ведь выполняют одну и ту же работу - "делают логотип", а получают за нее по-разному - кто-то миллион долларов, а кто-то несколько сот тысяч рублей. Почему так?
Стоимость образуется, исходя из технологии работы, которую использует агентство, работающее над созданием логотипа, временных и прочих затрат, качества работы и исполнителей, ценовой политики данного агентства. В каком-то агентстве собралась куча талантливых опытных и высокооплачиваемых сотрудников, а в каком-то - один-два средней руки работника, получающих соответствующую зарплату, кто-то все время востребован и повышает стоимость своих услуг, кто-то готов браться за любые проекты и снижает их цену. Отсюда и разница в цене. Добавлю только, что миллион долларов за лого – это домыслы.
Какие перспективы, коммерческого использования олимпийского логотипа?
Надеюсь, проект в целом ждет долгая и счастливая жизнь. Что-то подсказывает мне, что скоро мы увидим этот логотип на всем, чем можно, и особенно, на чем нельзя.
Здравствуйте, Михаил. Не сомневаюсь, что у России есть возможность заказать логотип и стиль для олимпиады специалистам мирового уровня. Известно, что успех возможен лишь в случае понимания и плодотворной работы как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Насколько заказчик, то есть российское правительство, чиновники способны и компетентны на сотрудничество в таком сложном и специфичном деле, какой можно ожидать результат?
Спасибо за хороший вопрос. Здесь есть две проблемы: отсутствие практики принятия подобного рода решений и общий невысокий уровень визуальной культуры в стране. Я не считаю, что чиновники обязаны разбираться в дизайне и в его специфике, но, по крайней мере, тогда при правительстве должен быть некий экспертный комитет людей, которые не позволят им ошибиться или повлиять на работу в худшую сторону. Сегодня мы имеем то, что имеем.
Стоит отметить, что логотип, представленный "Норвежским Лесным", значительно отличается от логотипов других Олимпиад: обычно на логотипе изображается какая-либо картинка.
Почему нет, картинки?
А кто сказал, что обязательно должна быть картинка? Какая картинка у логотипов Sony или Philips? Мир не черно-белый, решения возможны разные.
Миша, привет.
Как тебе опубликованный логотип олимпиады в Сочи?
Веришь ли ты, что его разрабатывал Интербренд?
Я написал в своём ЖЖ краткий анализ этого знака -- мне не верится как-то, что ИБ мог такое сделать. Анализ -- тут: http://novikov.livejournal.com/411028.html
Сергей, привет! Комментарий твой прочитал, мне показался он достаточно субъективным и личным. Официальную эмблему, которую теперь точно можно назвать логотипом, я воспринял достаточно нейтрально, особых эмоций она не вызвала, конечно, я, как и все, ожидал чего-то другого, более эмоционального и эффектного, но с другой стороны, на прорыв в области дизайна не надеялся – даже если что-то такое и предлагалось, его все вряд ли бы оценили лица, принимающие решения.
Теперь, если отбросить эмоции, присутствующие у всех комментаторов, типа "жаль, что мне не дали это сделать, уж я бы сделал получше!", то, по-моему, технически – вполне качественная работа, с неплохим заложенным потенциалом для развития. Типографическое решение здесь подчинилось основной идее, и у меня к ней вопросов и претензий нет. По эмоциональности, концепции и "сюжету" логотипа вопросы есть, но мы все знаем множество очень хороших и сильных брендов, не обладающих логотипом с достаточно яркой графикой или впечатляющим набором ассоциаций. Ты сам прекрасно знаешь, что современный брендинг (особенно в интербрендовском понимании) – это не логотип, а гораздо более широкий перечень инструментов. Я не видел стратегии этого бренда, фирменного стиля, новых пиктограмм и так далее, возможно, логотип "раскроется" нам всем позже в коммуникации и стиле. Сейчас нам приоткрыли часть большой картины, будем надеяться, что впереди нас ждет что-то прекрасное и замечательное, но теперь мы знаем, что оно, это чудо, не в логотипе.