Георгий Мохов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии У кого просить помощи российским туристам?

Пресс-конференция
27.01 13:23
Георгий Мохов. Фото с сайта ratanews.ru
Георгий Мохов. Фото с сайта ratanews.ru

Георгий Мохов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии

У кого просить помощи российским туристам?
В середине января у берегов Италии потерпел крушение круизный лайнер "Коста Конкордиа" более чем с четырьмя тысячами человек на борту. Россияне, которых насчитывалось около ста человек, в аварии не пострадали. Тем не менее, многие из них жаловались на низкий уровень обслуживания в российском консульстве, куда туристы обратились за помощью. Что в случае чрезвычайной ситуации делать российским туристам? Где заканчивается сфера ответственности туроператора и начинается сфера ответственности консула? Поможет ли в случае ЧП обращение в страховую компанию? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Александр [21.01 15:28]

Почему в круизах по Средиземному морю на все время круиза отбирают паспорта конкретно у граждан России и Украины? Сотрудники всяких служб на корабле вразумительного ответа на этот вопрос дать не могли.У граждан других стран не входящих в Евросоюз включая страны с визовым въездом в ЕС паспорт берут только на время иммиграционного контроля. Во время путешествия всякое может случится, а ты без документов, ведь посещаются и страны не входящие в ЕС, куда и

самим есесовцам въездной штамп нужен.Кусок пластика который выдают на судне не документ. Самая настоящая дискриминация по национальному признаку. Наш МИД на дискриминацию граждан РФ не обращает внимания. Вопрос: это самодеятельность пароходств или "добрая" воля ЕС -облегчение визового режима с Россией?

vadim [19.01 19:14]

Здравствуйте. Допуск на круизное судно осуществляется после регистрации с проверкой документов, в том числе виз. Поэтому все пассажиры, уже допущенные на борт круизного судна, должны находиться в равном положении. Тем не менее у "визовых" пассажиров действительно забирают паспорта при регистрации, при этом во многих случаях в ходе круиза никаких визовых отметок в паспортах не делается. Насколько это правильно/законно?

Круизная компания несет ответственность перед властями стран, в которые заходит судно, за пассажиров, находящихся на борту, в том числе и за обеспечение исполнения миграционных правил. Требования по возврату всех пассажиров на борт весьма строги, видимо, поэтому круизные компании перестраховываются, удерживая паспорта пассажиров, не являющихся гражданами Евросоюза и, по их мнению, входящих в зону риска с точки зрения возможности нарушения визового режима. Преодолеть эти правила пока не удается.

Мой вам совет: сделайте предварительно ксерокопию паспорта, сфотографируйте заглавную страницу паспорта и страницу с визой на цифровой фотоаппарат или телефон и на всякий случай пошлите себе на электронный ящик. В случае необходимости это сильно поможет для восстановления документов.

link [20.01 19:32]

Прочитал про мытарства наших туристов, что испытали они уже после спасения с затонувшего в Италии лайнера от наших родных чиновников из консульства РФ в Италии : http://www.rosbalt.ru/piter/2012/01/18/934699.html Хотелось бы знать, каковы установленные нормативными документами РФ обязанности (буквально по пунктам) наших дипломатов по оказанию помощи соотечественникам, попавшим в беду заграницей?

Законодательство РФ содержит достаточно широкий перечень консульских функций и консульских действий в различных ситуациях. В частности, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" в случае утраты гражданином РФ паспорта (или иного удостоверяющего личность документа) консульское учреждение, консульское должностное лицо по заявлению гражданина после проверки сведений о заявителе и подтверждения его принадлежности к гражданству РФ оформляет и выдает в установленном порядке временный документ для возвращения в РФ.

Этим же нормативным актом предусмотрено, что по заявлению гражданина, оставшегося без средств к существованию, консульское должностное лицо устанавливает наличие обязательств лица или организации, пригласивших данного гражданина, по возмещению расходов, связанных с его пребыванием в данном государстве, и содействует их исполнению, помогает связаться с членами семьи, родственниками или иными лицами, оказывает иную необходимую помощь в пределах своих полномочий.

Предусмотрены также обязанности по защите прав несовершеннолетних граждан РФ, а также обязанность принять меры по обеспечению защиты прав граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести.

Кроме того, с 31.05.2010 года действует "Положение о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию". Помощь предоставляется безвозмездно, но только в исключительных случаях, когда возвращение на родину необходимо для устранения угрозы жизни и здоровью гражданина РФ. Обязанности по обеспечению помощи также возлагаются на загранучреждения РФ за рубежом.

Эл Банди [23.01 11:26]

В свое время меня "накрыл пепел" исландского вулкана в Италии :)). Огромное спасибо Аэрофлоту, который в отлчие от всех зарубежных авиакомпаний в аэропорту Венеции продолжал работу и разместил меня и других счастливых обладателей билетов российской компании в замечательном 4-х звездочном отеле на неделю. Я сразу же после заселения позвонил в консульство РФ в Милане, чтобы сообщить о том, где находится группа из 15 граждан России, на что получил от представителя консульства вопрос, полный пофигизма: "А что Вам, собственно, от нас нужно?". Я, конечно, понимаю, что загранкомандировка в Италии с оплачиваемой квартирой, машиной и прелестями зарубежного быта никак не связана в МИД с обязанностями хотя бы по сбору информации о застрявших в этой стране российских граждан, но не порали правовой комисси поправить взгляды дипломатов на этот вопрос в строну большей ответственности?

Консульское учреждение в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, обязано вести их учет в установленном порядке. Кроме того, общей задачей консульского учреждения является защита прав и законных интересов граждан РФ. Вместе с тем, законом не предусмотрен перечень конкретных действий, которые должны совершить служащие консульства в случае задержки граждан РФ за рубежом в связи с подобными природными явлениями, и они действуют по ситуации, в зависимости от имеющейся у них информации.

Я соглашусь, что сотрудникам консульств следует проявлять больше такта в общении с соотечественниками, но в вашей ситуации не было угрозы для жизни, вас не разыскивали родственники, вы проживали в хорошем отеле, документов вы не теряли, поэтому сотрудник консульства отреагировал на ваш звонок без должного внимания. Будем надеяться, что в более серьезной ситуации никаких "сбоев" не произойдет.

Ирина [24.01 09:59]

Знакомые попали в следующую ситуацию: В Париже у них украли сумку в которой были деньги и документы (билеты на самолет). Была пятница, вечер. Виза заканчивалась в воскресенье. Российское консульство уже было закрыто. Они звонили в домофон и пытались найти помощь в посольстве. Охранник (или дежурный) сказал, чтобы они ушли от консульства, или они вызовут полицию, чтобы их забрали в участок. А в посольство они могут прийти в понедельник.

В результате люди фактически оказались БОМЖАМИ в чужой стране. Полиция приняла заявление. Процедура заняла много времени, т.к. с ними говорили по французски, а языка они не знают. И документы все на французском.

В результате от посольства они получили только угрозы вызвать полицию и ни какой помощи.

Почему российским гражданам не помогают посольства (консульства)?

Почему туроператоры не предупреждают туристов, как им вести себя в экстремальных ситуациях, и на что можно рассчитывать?

Российские туристы насмотревшись американских боевиков наивно предполагают, что посольство работает для помощи и защиты своих граждан в других странах, а оказывается мы ни кому не нужны, хотя все гос. службы финансируются на деньги налогоплательщиков РФ и доходы от недр и т.п.

Почему такое безразличное отношение к своим гражданам у официальных учреждений РФ за рубежом?

Хотя, справедливости ради надо сказать, что и внутри страны люди не могут найти защиты, может дело в таком общем подходе к гражданам РФ со стороны гос. учреждений, чиновников?

Законом не установлена обязанность консульских учреждений по круглосуточному приему граждан РФ, по существу это обычное учреждение, со своим графиком работы и часами приема. В соответствии со статьей 12 Консульского устава Российской Федерации режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.

Конечно, консульство может установить оперативное дежурство или, по крайней мере, оставлять на охране телефон для экстренной связи. Если же такой режим не установлен, то все свои функции консульское учреждение осуществляет в установленное рабочее время, поэтому в случае кражи у вас документов следует в первую очередь обращаться в полицию, а если ситуация складывается не в вашу пользу или вы не понимаете, что происходит, требовать вызова консула РФ.

Криминальные происшествия всегда и на всех действуют шокирующе, к ним трудно подготовиться заранее, здесь можно только посочувствовать и рекомендовать быть бдительными.

*anonymous* [24.01 15:53]

Что в случае чрезвычайной ситуации делать российским туристам? Где заканчивается сфера ответственности туроператора и начинается сфера ответственности консула?

Обязанности консульских служб и туроператора существуют самостоятельно и не зависят друг от друга. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ" туроператор обязан обеспечить оказание всех услуг, входящих в туристский продукт, а также обеспечить безопасность предоставленных услуг.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации у туроператора в течение какого-то времени может отсутствовать возможность предоставления услуг, в том числе по размещению и перевозке, например, вследствие стихийных бедствий, и оказание услуг может быть отложено на период действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Если турист оплатил путешествие с обратным билетом, а по чрезвычайным обстоятельствам вылет пришлось отменить, туроператор обязан предпринять все необходимые меры - пересадить туриста на другой рейс, перевезти в другой город, но в результате вернуть туриста на родину. Бывают ситуации, когда туроператор не может решить проблему вывоза туристов, например, в случае землетрясения, цунами и прочих катаклизмов. В таком случае эвакуацию проводит МЧС. В чрезвычайной ситуации закон обязывает государство принять меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Со своей стороны у консульских учреждений есть обязанности по заявлениям граждан РФ выдавать временные документы в случае утраты паспорта, оказывать содействие в установлении связи с родственниками в ситуации, когда гражданин РФ остался без средств к существованию, и иные обязанности.

Таким образом, в случае, когда туроператор в силу чрезвычайных обстоятельств не может выполнить свои обязанности или уклоняется от их исполнения, меры по защите российских туристов принимаются государством.

*anonymous* [24.01 16:04]

Поможет ли в случае ЧП обращение в страховую компанию?

Зависит от того, какого рода страховка была оформлена, на каких условиях, какого рода ЧП произошло. Страховка - это не общее понятие, а договор со страховой компанией, заключенный на определенные случаи и на определенных условиях.

Так, например, действие медицинской страховки, как правило, не зависит от того, получено ли повреждение здоровья в условиях ЧП или произошел рядовой случай (к примеру, человек заболел ОРВИ) - медицинская помощь должна быть оказана и оплачена за счет страховщика.

Вадим [19.01 17:47]

На любом страховом полисе написано: "Перед обращением за медицинской помощью обязательно позвоните по телефонам, указанным в полисе".

Получается, что если человека госпитализировали в бессознательном состоянии или врачи по каким-то причинам (языковым/финансовым итд) не смогли позвонить в колл-центр российской страховой компании, то вся страховка автоматически "слетает"?

Нужно внимательно читать правила страхования конкретной страховой компании. Именно они в первую очередь определяют условия действия страховки. Некоторыми страховками предусмотрено возмещение расходов на медицинскую помощь "по факту", даже если не было звонка в колл-центр, после предоставления соответствующих доказательств понесенных расходов.

Аркадий [20.01 11:15]

Здравствуйте. При остром инфаркте миокарда единственным средством остаться живым является экстренная коронарография с последующим стентированием. Я подчеркиваю экстренным. Однако, в страховом полисе указано, что эта процедура не входит в число оказываемых услуг.Что же получается, человек часто находится в бессознательном состоянии,а требуемая помощь ему оказана не будет?

Вопросы оказания экстренной медицинской помощи регулируются законодательством соответствующей страны. Как правило, в большинстве стран, когда встает вопрос о спасении жизни человека, помощь оказывается незамедлительно, независимо от наличия или отсутствия страховки, врачи скорой помощи не читают страховой полис. Но впоследствии на медицинские услуги выставляется счет, который клиника требует оплатить. Если страховой полис содержит исключение по выплатам, то страховщик не выплатит возмещение расходов, и счет придется оплачивать самому туристу или его родственникам.

Алексей [19.01 15:44]

Добрый день, Георгий, какова процедура возврата денег за неоказанные услуги туроператоров? Возможно ли решение вопросов в досудебном порядке или лучше сразу обращаться в суд?

Закон устанавливает 20-дневный срок для предъявления претензий по качеству турпродукта. В случае если туроператор - действующая и платежеспособная компания, имеет смысл сначала подать претензию, так как большая часть требований потребителей (хотя и не все) удовлетворяются в добровольном порядке. Кроме того, претензию нужно направить, если договором предусмотрен обязательный претензионный порядок рассмотрения споров до обращения в суд. Туроператор обязан удовлетворить законные требования потребителя в 10-дневный срок.

Кроме того, требования о возмещении можно предъявить страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность туроператора, сведения о страховщике и порядке подачи заявления должны быть указаны в вашем договоре о реализации турпродукта.

Руслан [23.01 16:29]

Добрый день, Георгий! Что сейчас происходит с ситуацией вокруг Капитал Тура? Уже год все телефоны молчат, не происходит никаких выплат, ИнноГарант похоже тоже банкрот, зато отлично начала работать компания Инна Тур. У меня конкретный вопрос - выплатят ли пострадавшим от Капитал Тура деньги и понесет ли кто нибудь ответственность за произошедшее. Спасибо

Компания "Капитал Тур" признана арбитражным судом банкротом. Таким образом, в случае, если у нее обнаружится какое-либо имущество, туристы и/или турагенты, вступившие в реестр кредиторов, получат выплаты за счет этого имущества. Однако это будет не полный возврат средств, а пропорциональное разделение имеющихся средств между всеми кредиторами, которых довольно много. Поэтому, скорее всего, если и будут выплаты по результатам процедуры банкротства, то их размеры окажутся весьма малы. Возможно, удастся взыскать часть долгов со страховой компании по судебным решениям, но и там признаков имущества и денежных средств на счетах не наблюдается.

У меня нет информации о привлечении к ответственности кого-либо из руководителей компании.

Банкротство "Капитал Тур" нанесло колоссальный репутационный вред туристической отрасли и выявило несовершенство законодательства и системы страхования в этой сфере, сейчас готовятся поправки к отраслевому закону, возможно, они улучшат ситуацию.

TOUR [19.01 15:47]

Добрый день! Как быть, если дают подписывать документы на незнакомом языке?

Очевидно, что подписывать документ, содержание которого вам неизвестно, крайне неосмотрительно. В любой ситуации необходимо принять все возможные меры для установления смысла документа либо отказаться от его подписания.

Алексей [20.01 08:16]

Георгий, здравствуйте, обязательно ли переводить согласие мамы на вывоз несовершеннолетнего ребёнка в Турцию на английский язык и переведённую копию заверять у российского нотариуса? Спасибо!

Для выезда из РФ это не нужно. Особенности въезда в ту или иную страну определяются законодательством соответствующей страны, в данном случае - Турции.

Ingerman [20.01 11:48]

Георгий, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как быть туристу за границей, если у него возникли проблемы при обращении к банкомату местного банка, а именно: банкомат захватил карту и не отдал, банкомат выдал карту и чек об успешном снятии наличных, но деньги не выдал? Ведь не секрет, что сегодня многие предпочитают вместо наличных брать с собой банковские международные карты, что может обернуться весьма специфическими проблемами. Кто сможет помочь клиенту за границей и какие документы нужно будет получить там, чтобы продолжить борьбу за правду по возвращении в Россию? Спасибо.

В случае возникновения проблем с банкоматом местного банка, в первую очередь, необходимо обратиться в этот банк с письменным заявлением, потребовать сверки расчетов по данному банкомату. Если конфликт не был разрешен на месте, то он разрешается только в суде по месту нахождения этого банка в соответствии с законодательством данной страны.

В ситуации, когда турист оказался без средств к существованию за рубежом, можно обратиться в консульскую службу РФ. Консульство в таких случаях помогает связаться с родственниками, членами семьи или еще кем-то, кто может оказать туристу материальную помощь.

Кирилл [21.01 23:14]

Уважаемый Георгий,

в случае потери паспорта за границей следует обращаться в российское диппредставительство для получения справки. На ее получение обычно уходит очень много времени. Ускорит ли процесс наличие у туриста ксерокопии загранпаспорта? Должна ли быть эта копия заверена нотариально, или достаточно обычного ксерокса?

Процесс идентификации личности ускоряет ксерокопия паспорта, фотография на цифровом фотоаппарате или телефоне (рекомендую также отправить фото паспорта себе на электронную почту), водительское удостоверение и даже показания свидетелей. Кстати, не лишнее иметь пару готовых фотографий.

Дмитрий [20.01 13:59]

Я был в групповом автобусном туре по Европе. У нас был постоянный гид от московской турфирмы. И она сообщила нам, что так как тур является групповым, то проходить границу туда и обратно нужно только в одинаковом составе туристов, иначе проход невозможен.

Так ли это? И если да, то как правильно действовать туристу, все-таки заболевшему зарубежом и поэтому отделившемуся от группы?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше