Фарит Сафуанов, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ
Почему люди несут деньги в МММ? В последние несколько недель в СМИ регулярно появляется информация о скором крахе МММ-2011, финансовой пирамиды Сергея Мавроди. Тем не менее, многие люди (по утверждениям самого Мавроди - десятки миллионов человек) продолжают вкладывать деньги в пирамиду. Почему это происходит? С помощью каких психологических приемов Мавроди убеждает людей? Почему финансовые пирамиды так популярны в России? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории судебной психологии в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Фарит Сафуанов.По-видимому, "пирамиды" имеют объективную, а не субъективную природу. В чём она состоит?
Я бы сказал, что возникновение финансовых пирамид имеет не только субъективную, но и объективную сторону. Здесь мы видим сложное переплетение социальных, экономических, правовых и идеологических факторов, которые определяют ценности, потребности и возможности организаторов таких пирамид, с одной стороны, и мотивацию участников, вкладывающих свои сбережения в подобные предприятия, с другой.
Доминирующая в современном обществе идеология быстрого обогащения, для реализации которой существуют экономические и политические условия и, напротив, не существует реальных правовых препятствий, способствует распространению финансовых пирамид или превращению инвестиционных фондов, банков и подобных организаций в те же пирамиды. Огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, мизерные зарплаты бюджетников, нищенские пенсии, стипендии, малодоступность жилья и так далее вызывают постоянный стресс и, вследствие этого, потребность у населения использовать любые возможности для повышения своего финансового благополучия, чем и пользуются разного рода мошенники.
МММ – это только одна из многих финансовых пирамид, функционирующих уже на протяжении многих лет в постсоветской России, просто она наиболее известна из-за массивной рекламной кампании в 1990-х годах, из-за масштабов потерь денег среди населения, из-за ее "живучести" - она постоянно возрождается, как птица Феникс из пепла, а власть не может ее "победить" легальными средствами.
Здравствуйте, Фарит.
Читал книгу про то как корпорации проводят свои рекламные компании.
те же методы используются в ммм:
1)"Не вступайте", "не читайте" и прочее только усиливает желание поподробней вникнуть в правила игры. Так устроен человек. Читал, что был эксперимент, когда перед ребенком ставили 2 идентичные игрушки, одна находилась рядом с ним, а другая за стенкой, то интерес ребенка в большенстве случаев падал на игрушку за стенкой.
2)Стадный инстинкт. Часто замечал, что стоит одному дураку пойти на красный сигнал светофора, как за ним практически машинально идут люди.
Этот некий автопилот не всегда люди отключают и включают, мозги, не всегда анализируют.
За счет этого чем больше людей будет вступать в ммм, тем еще больше будет вступать в ммм.
Если один человек смотри в небо, на него еще не обратят внимание другие, но когда смотрят в небо человек 10, то и остальные начнут смотреть.
3)Крах пирамиды, это вполне может оказаться "уткой", чтобы люди действовали быстрее, активней, чтобы успеть. Если не ошибаюсь это тоже инструмент влияние.
акция только 2 дня успевайте и тому подобное.
Это наши скрытые "рычаги", и Мавроди знает как ими управлять.
Верны ли мои предположения?
Какие еще инструменты влияния задействованы и как повлиять на людей, чтобы они включили мозг?
Как помочь людям иногда выключить свой автопилот?
Спасибо.
В целом вы правы, МММ и подобные ей финансовые пирамиды очень ловко используют все известные манипулятивные приемы в своих рекламных кампаниях. Только хотел бы обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что хорошая действенная реклама не формирует у людей намерений и побуждений, противоречащих их желаниям: она апеллирует к уже существующим потребностям, пусть не всегда осознаваемым, актуализирует их, только манипулятивно показывает выгодные для самого рекламодателя пути их реализации. Практически все финансовые пирамиды используют естественные и значимые для людей социальные установки иметь высокооплачиваемую престижную работу, гарантировать себе и близким успех, и процветание, избавиться от финансовых проблем. С финансовыми проблемами тесно связаны проблемы лечения, получения образования.
В целом, такая же закономерность наблюдается практически во всех сферах мошенничества – например, знахари и колдуны спекулируют на потребности людей быть здоровыми, иметь крепкие семьи, избавить мужей от алкоголизма и тому подобное.
Еще один универсальный прием в рекламе – это идентификация воспринимающего рекламу человека с рекламными персонажами. Реклама МММ была очень профессиональной, динамичной (многими воспринималась как своеобразный "сериал"), с удачно подобранными героями типа Лени Голубкова.
Применима ли здесь "Greater fool theory" ?
"Теория бóльшего дурака" - это теория, объясняющая механизм становления финансовой пирамиды не с психологической, а с экономической точки зрения: можно получить прибыль, потому что всегда найдется бóльший "дурак", который, в свою очередь, тоже надеется получить прибыль, найдя человека глупее себя.. Эта теория ничего не говорит о психологии самого "дурака", о его мотивации. Она не объясняет, почему на каждого "дурака" есть бóльший "дурак", какими психологическими качествами должен обладать "конечный дурак".
А несут ли деньги вообще? История МММ на столько дикая, что время от времени возникает ощущение, что рекламируют вложиться какие-то сказочные персонажи, которые не могут быть нормальными людьми.
Можете ли вы оценить объём собранных в пирамиду ресурсов? Хотя бы примерно.
К сожалению, несут. Ваша реакция свидетельствует о критичности Вашего мышления, предохраняющей от того, чтобы стать жертвой подобных пирамид. Тем не менее, судя по известным мне судебно-психологическим экспертизам таких организаций, количество потерпевших велико, масштабы собранных организаторами пирамид средств огромны. Но чтобы правильно оценить их объем, нужны специальные знания, не относящиеся к области психологии.
В Америке не так давно лопнула пирамида Мейдоффа, существующая в течение сорока лет. Все проекты МММ существуют крайне ограниченное количество времени. В чем разница?
Насколько опасны заявления в СМИ о том, что в пирамиде можно сорвать куш, если попасть в первую "волну" (даже если это действительно так), иными словами, можно ли давать людям надежду получить чтото в рисковой ситуации?
Насколько я понимаю, организация, которую возглавлял Мейдофф, изначально занималась инвестированием и другими финансовыми операциями, и только в какой-то момент она стала превращаться в финансовую пирамиду, когда деньги новых клиентов стали использоваться для выплат дивидендов старым клиентам. Проекты же типа МММ изначально задумывались как финансовые пирамиды. Это объясняет и разницу во времени их существования.
Что касается заявлений в СМИ о возможности финансового выигрыша на начальных этапах участия в пирамидах (а это действительно так, но иногда только для друзей и близких организаторов), то это уже вопрос морали.
Как Вы относитесь к заявлениям самого Мавроди о целях его пирамиды - свержение мирового владычества доллара?
Отношусь с иронией.
Фарит Суфиянович, допускаете ли Вы возможность того, что МММ может являться не просто "пирамидой, хайпом, схемой Понци", а, наряду с этим неким "социальным проектом"? "Кассой взаимопомощи, финансовой социальной сетью", как это указывается на сайте МММ? Ведь, наверняка не все участники этой системы руководствуются принципом наживы и жадностью. И, возможно, это и является причиной популярности МММ? Ведь в пирамиде все зависит от поведения участников, и, если это поведение не будет направлено только на собственное обогащение - то это будет отодвигать ее "крах". Может быть эти люди действительно верят и надеются на то, что эта идея может "изменить мир"?
Вы правы, часть вкладчиков МММ может верить, что они "не халявщики, а партнеры". Это своеобразная психологическая защита, на неосознаваемом уровне служащая оправданием своего поведения. Вместе с тем, я бы не стал объяснять действия многих участников этой системы "стремлением к наживе и жадностью". Психологические механизмы участников пирамиды гораздо сложнее и разнообразнее, и в ряде случаев их поведение вызывает сочувствие: например, когда страдающий от бедности, невыплаты зарплат, безработицы, доведенный до отчаяния человек продает единственное, что у него есть – квартиру, надеясь на дивиденды купить такую же квартиру и обеспечить более-менее достойное существование для своих детей и близких, но остается, по терминологии обсуждаемой выше теории, "в дураках".
Вам не кажется, что пирамида - это та же азартная игра, рулетка? Людей туда тянет азарт, который сопровождает человечество с самого начала его существования. Считаете ли Вы возможным отождествлять психологический портрет вкладчика МММ с азартным игроком в казино?
А может игра в МММ это своеобразная русская рулетка?
Не может существовать универсального психологического портрета вкладчика МММ, это люди с разными психологическими типами, чертами личности, с отличающимися друг от друга условиями жизнедеятельности, с разнообразными мотивациями. На мой взгляд, большинство участников пирамиды вкладывают деньги не из-за азарта, а по более прозаическим причинам. Тем не менее, Вы частично правы: определенный процент вкладчиков отличается повышенной склонностью к рискованному поведению.
Помешает ли возможный крах МММ-2011 строительству МММ-2012?
По-моему, не помешает, а будет только способствовать. Строительство МММ-2012, насколько известно из прессы, уже началось, а его целью логично является получение финансовых средств для выплат (или частичных выплат) вкладчикам МММ-2011. Иными словами, МММ-2012 – это закономерное продолжение рушащейся пирамиды.
Добрый день!
Как можно в целом назвать психическую (психогическую) особенность, присущую людям, заставляющую их принимать участие в "пирамидах"? Есть ли такая псхологическая категория в принципе или есть набор психологических черт?
Проводились ли социологические или психологические обследования среди сознательных вкладчиков "пирамид" ?
Каков портрет среднего "вкладчика" ?
Имеется ли корреляция между степенью вовлечённости и степенью индивидуализма?
Уровнем оптимизма? Религиозной верой?
Как объясняется, что для большинства людей нехарактерно учиться на фактическом опыте, даже собственном? Такие же пирамиды, как в 90-х годах, в надежде сделать деньги из ничего, такие же митинги за всё хорошее против всего плохого. Как Вы считаете, это временное явление, связанное с несовершенством образования, или какое-то принципиальное явление типологического характера?
Как Вы думаете, сколько процентов участников МММ-2011 не понимают, что это "пирамида" ?
А сколько процентов сознательно играют в эту "пирамиду" ?
Здравствуйте,
Когда я вернулся в Россию после нескольких лет, проведенных за границей в "дальнем зарубежье", у меня возникло (субъективное, конечно же) ощущение, что у большинства окружающих людей психика находится в крайне лабильном состоянии(я не психиатр и не психолог, чтобы давать такие характеристики, но - тем не менее). Мне бросилось в глаза то, что люди в основном склонны "чувствовать", а не мыслить рационально, вместо логических умозаключений - сплошь и рядом подмена тезиса, аргументы ad hominem, склонность к утрированию, "бинарная" логика - или "черное", или "белое", вместо трезвого восприятия многогранной реальности - wishful thinking, т.е. вера в то, что "все будет хорошо", несмотря на "вводные данные", склонность к оценкам "хорошо-плохо", вместо "законно или незаконно" и тд. Причем о ответ на логические аргументы люди могли просто рассердиться и расстроиться, а на приглашение подумать и рассудить здраво - даже обидеться "что это я должен напрягаться". То есть, люди в целом гораздо более инфантильны и безответственны, чем на Западе, уровень агрессивности также повышен.
После нескольких лет в России это ощущение несколько притупилось, но совсем не ушло - я просто к нему привык, и до сих пор стараюсь соизмерять свой стиль общения с учетом приведенных выше наблюдений.
Как Вы считаете, имеют ли мои субъективные ощущения под собой реальную основу, или это просто особенности моего восприятия и непосредственного окружения?
Есть ли в психике жителей России какие-то особенности, которые "отвечают" за некоторый инфантилизм и стойкое нежелание беспристрастно и рационально анализировать окружающую действительность? Если такие особенности есть, то в чем их причина - высокий уровень стресса, неуверенность в завтрашнем дне, воспитание, культура, еще что-то?
Спасибо!
Это чисто русская черта - надеяться на авось?
Почему наш народ всему верит?
Как я уже говорил, универсального психологического портрета вкладчика финансовой пирамиды не существует. Участниками пирамиды могут стать люди из разных слоев общества. Участником пирамиды может быть любой – от студента до пенсионера, все они обладают разными чертами личности, темпераментом, характером.
Однако можно выявить ряд психологических предпосылок, которые дают возможность манипулировать людьми и привлекать их к активному участию в пирамидах, подобных МММ. Дело в том, что общественное сознание не столько формируется в практической деятельности людей, сколько является продуктом воздействия извне, воздействия идеологии. С психологической точки зрения, общественное сознание представляет собой такую форму сознания, в которой доминирует не логическое, не рациональное мышление, а мышление мифологическое. Можно употреблять разные термины – от "первобытного, пралогического мышления", открытого Леви-Брюлем, до "подсознания" Фрейда. Важно то обстоятельство, что такое мышление ориентировано изначально не на логическую, а на мистическую или мифологическую причинно-следственную связь, оно нечувствительно к противоречиям. Образы и представления, формируемые таким мышлением, слиты с эмоциями, чувствами и страстями, окружающий мир представляется не как сложный клубок несовпадающих явлений, событий и интересов, а в "черно-белом восприятии" (свой-чужой, наши-враги, добро-зло) без промежуточных оттенков. Это внутренний мир ребенка, который только в процессе обучения и воспитания овладевает логическим мышлением. Исследования психологов показывают, что логическое мышление не сменяет полностью мифологическое. Оба типа мышления сосуществуют у каждого взрослого человека. Естественно, доминирует рациональное мышление, а мифологическое прорывается в обычных условиях лишь в фантазиях, снах, верованиях, увлечениях людей.
Именно апелляция к иррациональным слоям мышления формирует из человека потребителя, избирателя. Потребительская реклама не описывает свойства продукта, а связывает его с образом жизни, со значимостью обладателя вожделенного товара. Политическая реклама обращается не к разуму, а к эмоциям ("Голосуй сердцем", а не мозгами). Любой вид мошенничества, в том числе и рекрутирование в финансовые пирамиды, основан на актуализации этого иррационального слоя сознания. И чем больше уровень стресса у населения, чем больше люди чувствуют себя обманутыми тем, что у них отобрали сбережения в 1991 году, обесценили деньги в 1998 году и тому подобное, чем труднее им становится зарабатывать деньги, тем легче манипуляторам от финансовых пирамид пробиться в мифологические структуры мышления.
Человек в сложной стрессовой ситуации всегда надеется на чудо. Чем сложнее ситуация, тем больше надежды на чудо. И люди становятся невольными жертвами, и только потом, после краха пирамиды, собираются толпами и стараются вернуть свои деньги. Кто-то становится лицом без определенного места жительства, кто-то совершает суициды… Но вот парадокс, они при этом обвиняют кого угодно, но не организаторов пирамид, они требуют "свободу Мавроди".
Меньшая часть вкладчиков – это, напротив, очень рациональные люди, которые в самом механизме функционирования пирамиды видят возможности быстрого обогащения и стремятся стать "десятниками", потом "сотниками", "тысячниками", вполне осознавая, за счет чего и за счет кого стремительно повышается уровень их финансового благополучия.
Считаете ли Вы, что современные вкладчики(ц) это по сути та же прослойка общества, которая фанатично всупала в 90х в различные тоталитарные секты. Их влечёт какая-то навязчивая идея, ради которой они с готовностью приглушают доводы собственного расудка?
Они содные и современные, ничего общего не имеющие с зачуханным словом "секта", но посути уже являются её адептами, выдавая бодрые призывы, типа мы ВМЕСТЕ! сломаем этот мир!!
Кстати очевидно что обязанность перевернуть мир они не возлагают на себя... они какбы обращаются к коллективному разуму, призывая мифического героя... МЫ ВМЕСТЕ! Мы совершим финансовый апокалипсис!! и т.д.
Вы правы, процесс вовлечения в различного рода тоталитарные секты во многом схож по психологическим механизмам с вовлечением в финансовые пирамиды. Схожи бывают и психологические приемы манипуляции сознанием. Только цели провозглашаются не откровенно прагматические, а более идеалистические. Собственно, как Вы правильно заметили, в деятельности нынешнего МММ декларируются, кроме возможности обогащения, и общественные цели: мы особая социальная группа, мы социальная сеть, мы разрушим владычество мировой экономической системы и прочее.
1.Помнится, в перестроечные-постперестроечные годы, когда самодельные мелкие "лохотроны" были устроены на столиках и упаковочных ящичках в каждом переходе любого мало-мальски значимого города, на железнодорожных станциях, у вокзалов, и т. д. (за счёт дураков с деньгами кормились как преступники, так и слуги закона, покрывающие лихой бизнес), по ТВ прошёл такой сюжет:
выступил самый настоящий, старый "напёрсточник", который так нагло в камеру и произнёс: "Вот я вас обманываю, говорю это прямо и не боюсь, что вы перестанете ко мне ходить! Лохи никогда не вымрут!"
И действительно, люди, которые наверняка видели этот сюжет - а пропустить какую либо телевизионную информацию в года царствования двух телканалов было невозможно, шли и шли к напёрсточникам, надеясь выиграть...
Потом люди с тремя стаканчиками и поролоновым шариком, спрятанным меж пальцев, с улиц всё-таки испарились, точнее, "модернизировались" но идея осталась: "Без лоха и жизнь плоха."
Люди стали брать выше, и уже не подходили к деревянному ящичку фокусника, а несли свои деньги в новомодную пирамиду.
Мы знаем, чем это кончилось.
Подросло новое поколение, да не одно - недавно семнадцатилетний сын моего знакомого с горящими глазами спросил - знаю ли я, что такое МММ?
Я рассказал историю как можно подробнее.
Но выяснилось, что он и его друзья отнесли все деньги снова в эту возрождённую контору и теперь сидят и ждут дивидендов.
История повторяется, а память человечества способна избирательно хранить только позитив.
Нужно ли Мавроди тратить силы, чтобы в чём-то вообще убеждать людей?
Нужно ли любому создателю пирамиды в чём-то убеждать жадину?
2. Люди, особенно иностранцы, объясняют это русским менталитетом, жаждой халявы которая сидит у нас в крови.
Приводят хрестоматийную сказку про "Щучье веление".
Я же даю в ответ почитать им другую сказку, "Вершки и корешки".
Примеров того, что обсуждаемое явление носит, извините за, может, неправильно подобранное слово, "пандемический" характер, уйма.
3.Ну и поседний вопрос, подстать определению. Может, он даже покажется вам риторическим:
Человечество излечимо? Для этого нужен крах экономики, или её подъём? Или, может, уколы и массовый гипноз?
1. Я уже частично ответил на вопрос о психологических механизмах вовлечения вкладчиков в систему финансовой пирамиды. Насколько я знаю, при обращениях людей в МММ -2011 организаторами используется тот же прием, что применял описанный Вами старый "наперсточник". Это тоже манипуляция, повышающая степень доверия обычного человека к организации: его все, включая государство, обманывали, а здесь честно предупреждают о рисках, что создает иллюзию свободного личного выбора.
2. Что касается мнения иностранцев о менталитете российского народа, хочу напомнить, что первая в мире финансовая пирамида родилась в США благодаря усилиям Понци, эмигранта из Италии, а самым выдающимся его последователем является также гражданин США Мейдофф, уже отбывший за решеткой несколько лет из причитающихся ему 150.
Уважаемый Фарит,вопрос: являются ли вкладчики МММ дееспособными в правовом понимании вопроса,осознают ли они к каким последствиям могут привести их действия?
Здесь речь могла бы идти не о дееспособности, а о способности к совершению сделки, в соответствии со статьей 177 ("Недействительность сделки, совершенной гражданином, неспособным понимать значение своих действий или руководить ими") и 178 ("Недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения") Гражданского кодекса РФ. Но, насколько я знаю, договоры в юридическом смысле этого слова МММ и аналогичные пирамиды со своими вкладчиками не заключает. Там есть уведомления о полной ответственности вкладчиков за свои действия, есть устные договоренности. В этом смысле организаторы пирамид защищены от судебных исков о недействительности сделки. С содержательной же точки зрения я вполне допускаю, что у отдельных вкладчиков, если бы они подверглись судебной психолого-психиатрической экспертизе, была бы обнаружена неспособность понимать значение своих действий или руководить ими при вступлении в пирамиду вследствие психического расстройства или иных причин.
1. Мавроди приглашал кандидатов эк. наук на свои дуэли и разносил их там.
Может ли быть причиной одурачивания то, что никто не может однозначно доказать, что пирамида свалится через X дней?
2. тут, мне кажется, те, кто выиграл в пирамиде некоторое количество денег, распускают слухи, что пирамида - дело хорошее - они так же влияют?
Даже если кто-то путем математического моделирования докажет, что в такой-то срок последует крах финансовой пирамиды (а такие примеры есть), это не будет оказывать никакого влияния на иррациональные слои мышления вкладчиков. Скорее на их поведение будет воздействовать мнение людей, которые от участия в пирамиде оказались в финансовом выигрыше. Недаром рекламная кампания многих пирамид строится на том, что организаторы в каком-нибудь Доме культуры собирают потенциальных вкладчиков, которым участники пирамиды рассказывают о своих успехах, при этом кульминацией презентации становится всегда выступление самого успешного.
Что касается дуэлей Мавроди с учеными-экономистами, советую прочитать (или перечитать) рассказ В.М. Шукшина "Срезал".
Хотелось бы, в связи с МММ-2011, повторить социально психологический эксперимент, показанный в конце фильма «Я и другие». Опишу: пионерам дали задание — или стреляешь в тире за рубль, или же отказавшись отдаешь рубль в фонд класса. Пионеры не сплоховали. Абсолютное большинство отдали в фонд класса. Возможно, эксперимент был неудачно сформирован, но он показателен относительно тех морально этических установок советского общества, которые впитывала молодежь.
Сейчас, в погоне за всем материальным, в эпоху алчности и погони за успехом, неудивителен успех МММ-2011. Люди пусты и никчемны внутри, хотят заполнить эту пустоту маврами. Согласны ли вы, что проблема лежит глубоко в социальном характере современного пост-советского общества?
В целом согласен, хотя проблема очень сложна и ее невозможно осветить в одном предложении. Эксперимент прост, но в нем исследована важная для общества проблема морального выбора. Основываясь на серии подобных экспериментов, посвященных моральным дилеммам, американский психолог Л. Колберг создал модель нравственного сознания, выделив три уровня. Низший уровень – индивидуальный, когда мнение других в расчет не принимается. Более развитый уровень – конвенциональный, когда человек ориентируется на групповые нормы и ценности. Высший уровень – уровень настоящей нравственности, на этом уровне человек руководствуется высшими моральными ценностями, которые могут и не совпадать с доминирующим в социуме нормами, но основываются на универсальных представлениях о справедливости. Можно сказать, что на высшем уровне человек совершает поступки, продиктованные совестью. Вот и подумайте, какой уровень нравственного развития формируется в современном постсоветском обществе?
во многих вопросах к Вам проскальзывает упоминание о нашем "особом менталитете". Как Вы считаете: есть-ли вообще такой обьективный предмет как "менталитет" или все-таки "бытие определяет сознание"? Лично я знаю много примеров убеждающих меня, что никакого менталитета не существует в принципе. Есть только удобный (для политиков и для самооправдания), выдуманный термин.
Очень уж самопрограммируемые мы, люди. Какие существуют условия окружающей нас жизни - так и люди себя ведут в этих условиях. И перенастройка (при РЕАЛЬНОМ изменении условий) происходит удивительно быстро.
Жажда халявы имеет географические нюансы,или "Мавроди",теоретически может появиться в любой стране?
Менталитет – довольно расплывчатый термин, он скорее относится не к науке, а к публицистике. В психологии говорят об образе или картине мира (А.Н. Леонтьев). Картина мира зависит от происхождения, условий проживания (город – село), уровня психического развития, образования, религии, профессии и еще от многих и многих параметров. В этом смысле трудно говорить об универсальном менталитете всех жителей такой большой страны, как Россия. Что касается возможности возникновения финансовых пирамид в других странах, то не только теоретически, но и практически они там появляются – вспомним уже упомянутых Понци и Мейдоффа. Другое дело, в ряде стран законодательно создание таких пирамид запрещено, это квалифицируется как уголовное преступление. Несмотря на это, они время от времени появляются и в этих странах.
Здравствуйте, уважаемый Фарит Суфиянович. Я думаю, что один из ответов на вопрос: "Почему люди несут деньги в МММ"? может быть таким: "Потому что они доверяют Мавроди". Но вот почему люди верят Мавроди? Мне он кажется человеком, которому очень трудно довериться. А Вам? Что есть такого в Мавроди, что он может привлекать людей?
Возможно ли, что людей притягивает поведение самого Мавроди, который, несмотря на критику и скептицизм окружающих, продолжает гнуть свою линию? Отрицая очевидные факты, такие как неизбежность краха, Мавроди создает впечатление того, что он знает что-то, чего другие не знают или не хотят знать. А предупреждения со стороны власти только подливают масла в огонь, заманивая в пирамиду тех, кто считает, что правительство лжет априори. Спасибо.
А нормален ли сам Мавроди? Он идеалист? (действительно верит в возможность выкачать своей пирамидой деньги с рынка американских казначейских обязательств)
Или талантливый артист - аферист?
Не зная лично человека, трудно судить о его личностных особенностях, его истинных устремлениях, тем более определять степень его "нормальности". Но его публичный образ, имидж может быть интересен определенным слоям населения. Он может восприниматься как бескорыстный и альтруистичный человек, стремящийся облагодетельствовать людей, как "борец с режимом". Выше мне был задан вопрос, свидетельствующий о том, что он воспринимается как человек, который значительно умнее "кандидатов экономических наук".
Добрый день, Фарит!
Меня очень сильно волнует такой вопрос: в каком ключе лучше всего вести разговор, отговаривая человека от участия? Если само принципиальное понятие пирамиды до него не доходит.
Спасибо.
Существует ли общеприменимый способ противостояния тем психологическим приёмам, которые используются Мавроди? Как убедить своих знакомых не участвовать в финансовых пирамидах?
Есть известные приемы принятия рациональных решений: во-первых, необходимо сделать остановку ("утро вечера мудренее"), во-вторых, включить рефлексию, то есть попытаться смотреть на проблемную ситуацию не изнутри, а посмотреть на себя в этой ситуации снаружи. Только как убедить в этом другого? Если Вы значимый, авторитетный человек для потенциального вкладчика финансовой пирамиды, возможно, Вам это и удастся. Хотя лично я настроен скорее скептически.
Как-то я организовал для своей хорошей знакомой, мучающейся с сыном, имеющим психическое расстройство, бесплатный прием у высококвалифицированного специалиста-психиатра. И что же? Она к специалисту не пошла, а обратилась к знахарке, убеждая меня, что та не какая-то мошенница, а имеет среднее медицинское образование, и ее хвалили бабушки, сидящие у подъезда.
Еще одна история. Другая моя хорошая знакомая, доктор наук и профессор, однажды решила поиграть в "уличный лохотрон". Рискну, сказала она, это лохи попадаются, а человека с моим-то образованием и опытом работы с людьми, они не смогут обмануть. Результат был плачевным. Технологии манипуляции у мошенников отработаны до нюансов, и, если уж Вы попали в их сети, вырваться будет крайне трудно. Поэтому совет тут один: подходят ли к Вам на улице, навязывают ли рекламу, предлагая "бесплатный сыр", ни в коем случае не вступайте в контакт. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке.
Фарит Суфиянович, какими мерами общественного и государственного характера по-Вашему можно образумить предрасположенных верить мошенникам людей?
Мне кажется ответ на вопрос - почему несут - прост: каждый надеется, что он успеет заработать и выскочить раньше, чем рухнет пирамида. Вы согласны?
Почему законодательно не запретить пирамиды?
Я уже говорил, что во многих странах создание финансовых пирамид квалифицируется как самостоятельный состав преступления. В России такого законодательного запрета нет, а известные мне случаи обычно стараются квалифицировать как мошенничество или незаконное предпринимательство, но без особого успеха. Законодательная база в нашей стране такова, что организаторов финансовых пирамид очень трудно привлечь к уголовной ответственности. Поэтому я полностью разделяю мнение Аскера – действительно, почему бы законодательно не запретить пирамиды? И заодно не принять множество других необходимых законов, и изменить те законы, которые сейчас направлены на защиту интересов лишь узкого круга людей. Очевидно, что законодательная база в современной России такова, что не совпадает с представлениями о справедливости подавляющего большинства населения. К тому же современная законодательная база создает возможности для коррупции (на разных уровнях), связанной с деятельностью финансовых пирамид и других мошеннических организаций. Мы помним информацию в прессе, что среди вкладчиков "Властелины" были люди из высших слоев общества. Мы помним, как милиционеры охраняли уличных лохотронщиков.
Добрый день! По моему мнению, успех предприятий, подобных МММ, не в последнюю очередь обусловлен низкой финансовой грамотностью населения. Возможно ли рассматривать МММ с этой точки зрения (т.е. как спекулирующих на незнании)? Если да, то не считаете ли Вы правильным элементарное просвещение населения в финансовом плане, причем достаточно простым языком (с использованием риторики того же Мавроди)? И как отговорить уже "попавших в сети"?
Абсолютно согласен. Я бы добавил еще и низкую юридическую грамотность населения. Это, кстати, свойство не только россиян. Недаром в западных странах существует огромная армия финансовых и юридических советников, личных адвокатов, защищающих права (в том числе и экономические) своих клиентов. Да и просветительская деятельность совсем не помешала бы.
Согласны ли Вы с Мавроди в том, что если кто-то использует дыру в законе (подчёркиваю: не нарушает закон, а именно нашёл дыру), то виноват должен быть ТОЛЬКО тот, кто эту дыру промухал или создал? А использующий дыру - наоборот, молодец, тыкает носом законотворцев.
Не согласен. Тот (или те), кто создает правовой вакуум, конечно же, виноват, поскольку не исполняет возложенные на него избирателями обязанности. Но с позиций нравственных, морально-этических, тот, кто пользуется такими пробелами в законодательстве, виноват не менее. Сам Мавроди "тыкает носом законотворцев" уже с прошлого века, а воз и ныне там.
Почему СМИ так негативно относятся к МММ-2011, хотя сами крутят рекламу всяких лохотронов вроде лото и лотерей?
У меня не создалось впечатления, что все СМИ негативно относятся к МММ. Это касается лишь некоторых аналитических газет и журналов. Для телевидения, на мой взгляд, это очередной информационный повод, дающий возможность поднять рейтинг телеканала. Наличие на телевидении лохотронов и рекламы лотерей – это простая проблема, она могла бы легко решиться через наблюдательные советы, которые контролировали бы не только расходование средств, но и нравственное содержание телепередач.
Проблема влияния передач некоторых каналов телевидения на поведение вкладчиков финансовых пирамид гораздо сложнее. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь два момента. Во-первых, насыщенность телеэфира передачами мистического содержания, посвященных оккультизму, уфологии, вампирам, экстрасенсам и так далее актуализирует иррациональные слои мышления населения и повышает внушаемость, чувствительность к некритичному восприятию манипулятивных воздействий. Во-вторых, большое количество телепередач ненавязчиво формирует у зрителей ценности, можно даже сказать – культ мгновенного обогащения без прикладывания особых усилий. Милые умные знатоки, получавшие за победу хорошие книги, – теперь участники казино, стыдливо названного "интеллектуальным". Простых граждан, попавших на "Поле чудес", незаметно для них учат торговаться ради получения вожделенного "приза". Если вы слегка эрудированны, то с капелькой везения вы можете за неполный час выиграть миллион – сумму, которую при средней заработной плате в России 25 тысяч рублей обычный человек может получить за три с лишним года ежедневного труда.
Мы видим, что динамика телевизионной индустрии развлечений прямо коррелирует с изменениями общественной психологии.
Уважаемый Фарит, как заведующий кафедрой клинической и судебной психологии, не могли бы Вы дать свою оценку клиническо-психологическому состоянию общества, где лица типа Мавроди не только не осуждены на длительные тюремные сроки, но и находят поддержку масс и пособничестово властей? Глубоко благодарю за ответ.
Я не сторонник оценки общественно-политических явлений через психиатрическую или клинико-психологическую лексику, но в качестве метафоры можно отметить, что современное состояние постсоветского общества напоминает затянувшийся (и не совсем нормально протекающий) пубертатный криз. Кризис подросткового возраста характеризуется желанием освободиться от опеки и покровительства взрослых, быть самостоятельным и независимым, что сочетается с желанием идентифицироваться с определенными группами людей. Для переходного возраста свойственна реакция оппозиции как протест против чрезмерных требований или, наоборот, против уменьшения внимания со стороны взрослых, которая сочетается с реакцией имитации, с подражанием. Подросткам свойственно "проверять границы" дозволенного и даже, самоутверждаясь, нарушать их, и в их глазах нарушение границ иногда является доблестью. Подростковый комплекс – это сочетание чувствительности с душевной черствостью, самоуверенности с высокой тревожностью, это склонность "сотворить кумира себе". И самое главное, наше общество никак, подобно трудному подростку, не обретет подлинное самосознание, не поймет, что же оно представляет собой на самом деле, к чему стремится?