Александр Таран, лауреат World Press Photo 2012
Как сделать снимок, достойный международной награды? На конкурсе World Press Photo 2012 российские фотографы получили три премии: Юрий Козырев и Александр Таран заняли первые места в номинациях "Новости" и "Спорт", а Александр Гронский получил премию за третье место в номинации "Повседневная жизнь". Главная награда конкурса досталась испанскому фотографу Самуэлю Аранде (Samuel Aranda) за снимок женщины в хиджабе, обнимающей раненого родственника. Каким критериям должен отвечать хороший снимок? Какой жанр сейчас наиболее востребован в фотографии? Чем репортажные фотографы отличаются от фотографов других жанров? Должен ли фотограф дистанцироваться от героев своих снимков и сохранять журналистскую объективность? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил один из лауреатов World Press Photo 2012 Александр Таран.Здравствуйте Александо!
Мои поздравления!
Репортажный фотограф. Что должен знать и уметь? Какой техникой снимать ( "тушка", оптика, свет), какими техниками, приемам фотографии владеть? Спасибо.
Здравствуйте Александр!
Репортер - наверное это в первую очередь характер, мировозрение, образ мыслей? Что это за человек - репортер? Спасибо.
Здравствуйте Александр!
У меня два вопроса, они же стоят в заголовке:
1) Какой жанр сейчас наиболее востребован в фотографии?
2) Чем репортажные фотографы отличаются от фотографов других жанров?
Вячеслав, спасибо!
Репортаж - это особый жанр журналистики, где репортер, являясь очевидцем событий, оперативно сообщает о них. Репортаж - это, в первую очередь, информация, и репортажный фотограф должен уметь передавать информацию в своих снимках. Если очень условно, то, глядя на репортажный снимок, зритель должен увидеть ответ на вопросы: что, кто, где и когда? Так что умения фотографа вытекают из требований жанра. Кроме того, в большинстве случаев репортер проделывает большую работу до того, как нажимает на спуск. Это поиск информации, общение с людьми, и здесь большую роль играют человеческие качества. Репортер должен уметь фотографировать, владеть цифровой фотокамерой, компьютером, водить автомобиль, знать английский язык, иметь чувство юмора.
Здравствуйте.
Занимаюсь фотографией давно, фанат репортажной съемки.
У меня мечта - стать военным фотографом. Вот умею я фотографировать, техника есть, была выставка, даже где-то печатали. Что дальше? куда идти? Что делать?
Александр, Здравствуйте. Скажите, как вы начинали свой путь репортажного фотографа? Вы "привязаны" к какому-либо информагенству? И возможно ли попасть в его штат не имея большого опыта (и где его можно получить?
Спасибо за ответы.
Когда я учился на факультете журналистики, то начал работать для городских газет и еще работал в журнале "Санкт-Петербургский университет". Здесь я и получил небольшой опыт репортажной съемки. После окончания журфака я стал работать в фотоинформационном агентстве "Интерпресс". Сначала вне штата. Сейчас я не привязан к какому-либо агентству.
Я не ставил перед собой задачу стать военным фотографом, так что ответить на этот вопрос, к сожалению, не смогу.
при съемке репортажей вы все настраиваете вручную? как относитесь к автонастройкам?
Все зависит от съемки и от того, что хочется получить в результате. Но в моем случае, наверное, да - я снимаю в основном в ручном режиме. Хотя, повторюсь, это не правило - многие мои знакомые прекрасно работают в автоматических настройках камеры.
Александр, сделать снимок достойный World Press Photo - это больше случайность или тщательная работа и подготовка? Спасибо.
World Press Photo - это конкурс журналистской фотографии. Фотографии, целью которой является рассказ о каком-то событии или явлении. Вряд ли можно рассказать о чем-то "случайно".
В подавляющем большинстве это фотографии, сделанные по заданию газеты, журнала или агентства, следовательно, за каждой фотографией стоит работа и подготовка. Что касается результатов, то, наверное, как и в любом состязании, где есть жюри, есть и элемент фортуны.
Александр, можете ли вы ответить насколько снимок для конкурса должен быть художественно интересным?
Поясню. Снимок с жещиной в черном, неестественно сидящей с раненым, в моих глазах не является хорошим. Тем не менее он победил. Это случайность или в этом парадокс конкурса?
Здесь, наверное, все упирается опять в понятие журналистской фотографии. Журналистская фотография не ставит перед собой задачу удовлетворить эстетические вкусы зрителя. По крайней мере, это не первостепенная задача. Если представить себе контекст, в котором была сделана фотография Самуэля Аранды, то вообще непонятно, как можно рассуждать, естественно сидит женщина или нет, о какой "естественности" идет речь?
Фотографию Роберта Капы, где запечатлен сраженный пулей солдат, вряд ли можно обсуждать с точки зрения естественности поз и "художественного интереса", тем не менее, это ключевой снимок в истории фотожурналистики.
Какие фотоконкурсы для спортивной фотографии еще существует? И как советуйте пробиваться спортивному фотографу? Что больше ценят эмоции или спортивный факт типа гола в футболе?
Посоветуйте, пожалуйста, несколько конкурсов (российских и международных), в которых можно было бы принять участие как начинающим, так и опытным фотографам? В какие журналы можно послать работы?
Раздел "Спорт" есть почти в каждом крупном конкурсе. Это World press photo, Picture of the Year International, NPPA Best of Journalism, Sony World Photography Awards.
Насколько важна известность самого фотографа, чтобы его снимок высоко оценило жюри? Насколько влияет популярность автора на восприятие фотографии? Попадают ли любители-фотографы в лауреаты подобных премий?
Насколько я могу судить, для конкурса не важна. А на восприятие, наверное, влияет. Если вы знаете фотографа, понимаете его вклад в историю фотографии и влияние, которое он оказал или оказывает, то, конечно, новые работы воспринимаются сквозь призму этих знаний. Бывает, что фотограф от проекта к проекту очень сильно меняет свой стиль, и, не зная его работ в прошлом, сложно оценить эти творческие поиски. Примером этому могут служить Кристофер Моррис и Давиде Монтелеоне.
Приветствую, Александр.
Основной вопрос в принципе тот же, о чем говорили на факультете журналистики СПбГУ пару лет назад.
Изменилось ли сейчас отношение (в материальном смысле) к профессиональным фотографам в России за последние 2 года? Повлияло ли это на Ваши доходы в целом?
Какие фотографии на данный момент пользуются самым большим спросом на рынке? Какой сектор самый перспективный?
Понятно, что искусство фотографии не заключается только в материальных ценностях и личной выгоде, однако стоит поговорить и об этом. Желаю профессиональных успехов. Заранее спасибо за ответы.
У фотографии, грубо говоря, есть несколько рынков. Есть сток, есть журналистика, есть реклама, есть свадьбы, есть искусство... На каждом свои законы ценообразования и свои пути к материальному благополучию.
Главное отличие сегодняшнего дня, на мой взгляд, в том, что фотографу (если он работает самостоятельно) приходится осваивать много параллельных навыков, в том числе не связанных с творчеством. Изучать право, законы бизнеса, интернета. Для изучения бизнес-составляющей фотографии могу рекомендовать следующие ресурсы: Американская ассоциация медиафотографов, Национальная ассоциация пресс-фотографов, а также онлайн-калькулятор Cost of doing business.
1) должны ли понятия копирайта, авторских прав, оплаты за работу фотографу изменится/принять новые формы/исчезнуть в современноми мире
1.1) как вы относитесь к людям использующих фотографии "найденные в интернете"?
2)где по вашему должна лежать граница между правом фотографа снимать и а)частной собственностью б)privacy, правом на частную жизнь
1. Измениться они должны, но, как это произойдет, я не знаю. Фотографам жилось бы гораздо легче, если бы они контролировали повторное использование своих работ, гарантированно получая за это оплату. Думаю, идеальным вариантом была бы возможность для фотографа сохранить за собой права на сделанную работу и иметь в своих руках инструмент контроля за "вторичным рынком" собственных фотографий.
Здравствуйте Александр. Как по вашему влияет на творчество фотографа изучение смежных или совсем не смежных видов искусств? Кино, архитектура, музыка, литература, живопись, и тд
Конечно, это влияет на развитие творческой личности в целом, но прямой связи с умением фотографировать нет.
День добрый!
Как Вы считаете, если фотограф кроме фотоаппарата умеет прилично рисовать (например, имеет художественное образование), есть ли у него преимущество перед фотографом, который не владеет рисунком? Лично Вы умеете рисовать?
Спасибо!
Нет, никакого преимущества нет. Рисунок и фотография, несмотря на то, что оба из искусств изображают трехмерную реальность в двухмерном пространстве (плоскости), требуют принципиально разных способов мышления.
Добрый день.
С появлением мощной фотоаппаратуры с множественными светофильтрами, с возможностями компьютерной обработки и т.п, чуть не каждый второй начал мнить себя профессиональным фотографом и Человеком-Параходом.
Лично у меня куча знакомых (не имея при том никакого художественного образования) создают свои странички в сети с саморекламой, занимаются фотографией свадеб и прочих мероприятий, при том совершенно бездарно.
Возможно это прекрасно, но дилетантов становится все больше, а понятие художественной ценности фотографии теряется за светофильтрами и обработкой.
Вам не кажется, что художественная профессиональная фотография сейчас претендует на большее, чем она достойна? Не стала ли она чем-то повседневным, бытовым таким увлечением доступным всем и каждому, в котором фотоаппарат за 5000$ делает из профана спеца?
С развитием технологий стало намного больше изображений, и, не имея ориентиров, потеряться в них очень легко. Скорее стал доступен сам факт получения изображения, но к фотографии как к осознанному творческому результату этот факт отношения не имеет.
Александр, добрый день!
1. Глядя в объектив (или, возможно, до этого момента), видете ли Вы результат? Есть ли случайность и везение в снимках, или камеру нужно поднимать только тогда, когда уже все ясно фотографу?
2. Знаю человека, снимавшего 30 лет строительство БАМа, сейчас он не берет в руки камеру, говоря, что все уже снято до него. Что можете ему посоветовать?
1. Это зависит от съемки. Иногда я не вижу результат в полной мере, но я, как и многие, планирую фотографию, то есть пытаюсь воплотить задуманное в течение съемки. Часто это требует быстрой реакции, и со стороны репортажная съемка воспринимается как что-то хаотичное и скоротечное. То есть самой съемкой считают только фактическое нажатие на спуск фотокамеры. Такое обманчивое впечатление и приводит к мнению, что полученный результат - это случай и везение. Но если так, то работа по заданию была бы просто невозможна. Например, снимая футбол, вы не можете знать, будет ли удар игрока голевым или вратарь отобьет мяч. Вы можете только прогнозировать, планировать и реагировать на игровой момент.
Когда человек учится фотографировать, он проходит разные стадии. В самом начале невозможно прогнозировать результат. Это происходит оттого, что вы не знаете, как формируется изображение, как тот или иной объектив меняет пространство, как выдержка влияет на движение в кадре и так далее. Со временем вы начинается понимать все это и прогнозировать результат.
Возможно, в каких-то художественных поисках, в творческих экспериментах результат может быть непредсказуем, но если взять фотожурналистику, то здесь фотограф практически всегда знает, что он должен снимать в каждой ситуации. И полученный результат - это совокупность осознанных действий во время съемки. Случай проявляется в других вещах.
Александр, здравствуйте.
1. Расскажите, пожалуйста, какой техникой Вы пользуетесь, какие объективы чаще всего используете, почему выбор пал именно на них?
2. Есть ли известные фотографии, которые Вам больше всего нравятся?
Спасибо за ответы!
Какой бы самый необходимый набор техники и софта вы бы порекомендовали?
Я имею в виду объективы (какие), вспышку, треногу, что еще... Какие плагины?
1. Техника зависит от съемки и задачи. Но основной набор для репортажа - это цифровая камера, вспышка и объективы, максимально покрывающие диапазон фокусных расстояний (17-35, 28-70, 70-200). Некоторые съемки требуют дополнительного оборудования.
Сложился такой набор, потому что, снимая репортаж, вы не знаете, в каких условиях вам придется работать и каким объективом в этих условия вам потребуется сделать кадр. Но это относится к профессиональной работе и работе по заданию.
Для творчества и съемки "для себя" достаточно камеры и объектива 18-55 или компактной фотокамеры с хорошей оптикой.
2. Проще, наверное, будет назвать имена авторов. Но тут ничего нового. Если о творческом наследии, искусстве, то это классические французы Картье-Брессон, Буба, Рони. Другие фотографические традиции: Ричард Аведон, Ральф Гибсон, Мартин Парр... Есть много фотографов (их большинство), которые не создали иконических изображений, но вдохновляет их высокий профессионализм и подход к работе. Это Джо Макнелли, Дэвид Бернетт. Очень много замечательных фотографов. Из отечественных фотографов большое влияние оказал Игорь Мухин.
Поздравляю, Александр!
Известно,что снимает не фотоаппарат, а фотограф,но всё-таки, можно ли делать достойные фотографии не зеркалкой?
Какую модель не зеркалки можете посоветовать?
Были ли на конкурсе фото, сделанные непрофессиональными камерами.Спасибо.
Спасибо! Хочется уточнить, достойные чего?
Поскольку это профессиональный конкурс, то, конечно, преобладают снимки, сделанные профессиональными камерами, хотя бы потому, что это требование индустрии, в которой работают фотографы. Что касается творчества, то не имеет значения, зеркальная камера или нет. В прошлом году, например, в одной из номинаций победила серия, сделанная из скриншотов интернет-сервиса Google street view.
Здравствуйте, Александр.
Есть ли у вас фотоаппарат, которым вы пользуютесь как записной книжкой, т.е. носите постоянно с собой куда бы вы ни шли? Если есть, то какой?
Я очень увлекался стрит-фотографией и какое-то время всегда носил с собой фотоаппарат. Поскольку все было направлено на съемку на улице, то это были маленькие пленочные камеры. Сначала это был "Зоркий", потом Minolta Hi-Matic.
Для вас в фотоаппаратуре, в сопутствующих аксессуарах имеет значение бренд?
Если вы имеете в виду связь результата и бренда или стоимости камеры, то ее нет. Если говорить о выборе камеры для определенных задач, то технические параметры во многом влияют на результат. Так, например, для съемки спорта желательно (а иногда и необходимо) использовать камеру с возможностью скоростной серийной съемки, а высококачественная полиграфия модных журналов требовательна к высокому разрешению цифровых файлов.
Андрей, вы считаете себя консервативным человеком, как это сказывается на ваших привычках и выборе аппаратуры, вы тяжело переживали остановку выпуска пленки Kodak?
Ну, Kodak анонсировал, что продолжит выпуск пленки, но даже если нет, то, думаю, я с этим справлюсь. Что касается привычек, то, наверное, да, сказывается то, что я долго учился и занимался "классической" черно-белой фотографией. Даже сейчас, если я не связан рамками жанра или задания, работая в цифре, я часто старюсь эстетически приблизиться к тому результату, который позволяла достичь темная комната.
А что лучше, Canon или Nikon?
Canon или Nikon?
Хочется ответить кратко - Kodak. Ну а если серьезно, если вы начинающий фотограф и у вас еще не сформировались эстетические и эргономические привычки, то выбор не принципиален. Единственное, что, покупая фотоаппарат той или иной фирмы, вы на долгое время (если не на всю жизнь) связываете себя со всей линейкой ее оборудования. Перед покупкой, конечно, лучше самому сравнить. Взять у знакомого или в аренду фотоаппарат, поснимать и попытаться определиться, что лично вам ближе.
Александр, добрый день!
На какие моменты следует обратить внимание при покупке зеркальной камеры.
Выбирая камеру, нужно трезво оценивать, для чего она вам нужна. Если вы только начали увлекаться фотографией, то разумно взять камеру начального уровня и ценового диапазона.
Если вы продолжите развиваться как фотограф, ваши предпочтения, требования и вкусы неизбежно будут меняться, и в следующий раз вы будете обращать внимание уже на другие параметры.
Так что исходите из вашего сегодняшнего уровня и представлений, отложив неизвестные или непонятные пока возможности некоторых фотокамер на следующий выбор.
Привет! Есть на Ваш взгляд разница в конечном продукте или творении пленочного и цифрового фотоаппарата?
В этом вопросе я исхожу из того, что разные технологии формируют разное мышление, а разное мышление, в свою очередь, дает разный результат. Для каждой задачи своя технология.
Чтобы не путаться в споре цифра-пленка, наглядно различие технологий (и результата, соответственно) можно наблюдать на камерах разного формата. Какой потрясающий эффект производят портреты начала века, сделанные на большие стеклянные пластины! Почему мы больше не видим вокруг нас таких изображений? По большому счету, не потому, что другие фотографы снимают других людей. Потому что изображения вокруг нас сделаны с помощью другой технологии. Но как только талантливый фотограф снимает современную нам действительность, используя ту, "старую" технологию, мы поражаемся эффекту, которого ему удалось достичь. Яркие примеры творческого использования разных технологий - американский фотограф Дэвид Бернетт и польский фотограф Томаш Гуджовати.
1. Вы снимаете в RAW или сразу в JPEG?
2. Сколько кадров делаете в день при хороших условиях съёмки?
3. Как часто приходится ремонтировать технику?
1. Я стараюсь снимать одновременно и raw, и jpeg. Но на съемках спорта камера часто не успевает записывать большой объем информации. Поэтому там, где требуется большое количество серийной съемки, я снимаю только jpeg.
2. Количество кадров зависит от съемки и ситуации. Но лучше больше, чем меньше. Часто, особенно в новостях, результат съемки - это один кадр. Но это совсем не означает, что фотограф один раз нажал на спуск.
3. Сейчас редко, но когда я начал снимать в агентстве на свою любительскую камеру, то затвор не выдержал и полугода. Так что если раньше считали кадры пленки, то сейчас надо следить за ресурсом затвора.
Каково ваше отношение к технике HDR?
К HDR отношусь положительно, как, впрочем, и к любой другой технике.
Добрый день!
Как много зависит от камеры и обработки?
Спасибо.
После того, как сделали кадр, что еще обычно делаете в фоторедакторе?
Здесь много зависит от задачи. В новостной фотожурналистике кадрирование и незначительная цветокоррекция - единственно допустимые действия обработки снимка. Это требование индустрии. Другие жанры накладывают меньше ограничений. Если я не связан заданием, правилами или требованиями издания, то в своих творческих проектах могу имитировать пленочный процесс (если он изначально не сделан на пленку).
1. Александр, для вас фотография -- это цель или средство? Если средство, то для чего? Когда вы фотографируете, для вас важен процесс или результат? Вы задумываетесь о том, для чего по большому счету фотографируете? Есть ли у вас ответ на этот вопрос?
2. Когда вы отбираете фотографии, вы ориентируетесь только на свою реакцию или есть люди, чье мнение для вас является значимым на этом этапе? Какими критериями вы руководствуетесь при отборе фотографий?
1. Как мне кажется, в творчестве на определенном этапе это нормально - не знать точного ответа на вопрос "для чего?". И это касается не только фотографии. А что касается того, цель это или средство, наверное, цель - превратить любимое дело в любимую работу.
2. Отбор - очень важная часть работы фотографа. На начальном этапе, пока вы не можете контролировать результат, очень хорошо, если у вас есть человек, опыт которого поможет вам научиться ориентироваться в отснятом материале. Но со временем надо стремиться к тому, чтобы уметь самому отбирать и редактировать фотографии. Я при отборе руководствуюсь замыслом и соответствием результата задачам съемки.
Когда вы сортируете репортажные снимки и удаляете те, которые кажутся неудачными - сразу во время работы или через неделю-месяц-никогда (храните в архиве).
Во время съемки фотографии стараюсь не удалять, а на компьютере удаляю только технический брак.
Добрый день! Не буду мучать вопросами про ттх, стекла и прочие скучные вещи, задам вопрос ребром - по Вашему личному опыту, субъективно - итоговая фотография зависит от случая или от "обученности" фотографа (я не имею в виду людей, у которых хронически не получается сделать фотографию, а имею в виду все таки фотографов)?
И в дополнение - сколько в среднем Вы делаете фотографий (их дублей) - стараетесь ли с первого раза сделать нужный снимок, или делаете серии? Заранее спасибо.
Итоговая фотография напрямую зависит от знаний и умений фотографа, другое дело, что на случай это не влияет. Просто сначала из-за "необученности" случайной бывает даже правильная экспозиция или резкость. Если говорить о творческой стороне, то знаменитый снимок Картье-Брессона, где запечатлен прыжок через лужу, он, по его словам, сделал случайно, нажав не глядя и наугад на спуск камеры, просунутой в щель в заборе. Но, наверное, такие "случайности" возможны только у Картье-Брессона, и в этом смысле уповать на случай тоже не стоит.
У многих фотографов (например, у Максимишина) много "чернухи". Некоторые могут найти чернуху где угодно, а если её нет, то снять что угодно так, что снимок выйдет чернушным.
Как вы относитесь к искусственной чернухе в фотографии? Как вы думаете, эти фотографы так видят мир, или это всего лишь ремесло, умение найти чёрное в белом на заказ?
При всем многообразии значений слова "чернуха" ни одно из них нельзя применить к фотографиям Сергея Максимишина. Многим репортерам часто приходится освещать страшные события. Более того, фотограф новостного агентства утром может снимать детский праздник, а вечером улететь в горячую точку - такая у них работа. Так что, по большому счету, фотографы видят мир во всех его проявлениях. Тут скорее важно, какие вы смотрите и читаете новости.
Александр, добрый день!
1. Скажите, как вы относитесь к такому достаточно новому жанру как "уличная фотография" или стрит-фото, как ее чаще называют? Не кажется ли Вам, что тут важна удаче, нежели мастерство? Каким оборудованием Вы пользуетесь чаще всего, что самое любимое?
2. Согласны ли Вы с мнением, что скоро бумажная фотография исчезнет совсем?
Заранее спасибо за ответы!
1. Стрит-фотография совсем не молодой жанр. Классическая жанровая фотография - это в каком-то смысле стрит-фотография. Я очень люблю стрит-фотографию, и долгое время это было основным моим увлечением. Что касается оборудования для съемки на улице, то я пользовался разными камерами: "Зоркий" (без видоискателя), Nikon FM2, Minolta Hi-Matic. Сейчас в основном Minolta.
2. Бумажная фотография, думаю, совсем не исчезнет, хотя, конечно, сейчас дальше монитора и дисплея фотокамеры при просмотре снимков часто дело не доходит. Печать фотографии всегда была дорогим удовольствием, а количество принтеров и расходных материалов на цене, к сожалению, не сказалось.
Добрый день.
1. На Ваш взгляд, с чего лучше начать, чтобы стать фотокорреспондентом? Работа в пресс-службе организации желаемого профиля (министерство обороны например), серьезная учеба... Поможет ли это или все индивидуально?
2. Как, по Вашему мнению, должен был поступить Кевин Картер после того, как сфотографировал умирающую девочку в Судане?
Спасибо.
1. Для начала лучше совмещать учебу и работу, где можно приобрести навыки репортажной съемки.
2. Не знаю.
1. Где можно посмотреть ваши работы в интернете?
2. Что любите снимать для себя? Какие фотографы нравятся?
Здраствуйте, Андрей!
1. Скажите, где в интернете можно посмотреть Ваши работы?
2. Кто Ваши любимые и наиболее почитаемые учетеля?
Спасибо.
1. Посмотреть можно на моем сайте alexandertaran.com.
Александр, добрый день. Поздравляю с наградой! Хочется задать вам несколько вопросов:
1. Сколько лет вы шли к этой фотографии, получившей международное признание?
2. Как вы обучались фотографии? Можно ли обойтись одними книгами или без курсов и мастерклассов никуда??
3. Как вы учились отбирать фотографии? Вы сразу видите у себя хорошие и плохие фотографии? Когда вы вашу фотографию отбирали для конкурса- вы знали, что она достойна победы?
4. Как обрести уверенность в себе как в фотографе?
Заранее спасибо за ответы!
ДОброго вам времени суток! Будет очень интересно узнать Вашу историю. Как вы начинали? Какой жанр фото вам больше нравится?
2. С десятого класса я четыре года учился фотографии в фотостудии "Силуэт" Дворца творчества юных в Петербурге. Преподавателем был Герман Олегович Павлов, человек, создавший свой системный подход к обучению фотографии. В этом смысле мне очень повезло - это серьезная школа и хорошая база для дальнейшего развития.
Потом был факультет журналистики и первый опыт работы в прессе. Здесь многому приходилось учиться самому и искать совета. Во время учебы в университете (и какое-то время после) в моем распоряжении была фотолаборатория журнала "Санкт-Петербургский университет", в котором я работал. Она досталась мне от ленинградского фотографа Михаила Дмитриева и благодаря редактору журнала Наталии Кузнецовой. Когда я стал работать в агентстве, то какое-то время был самым молодым фотографом и перенимал опыт, что называется, на ходу у более опытных коллег.
В общем, насколько я понимаю, учиться фотографии надо постоянно. Нет какого-то момента, когда совокупность полученных навыков делает из вас сформировавшегося "специалиста".
4. Наверное, уверенность приходит с опытом.
Александр, здравствуйте!
Вопрос для себя. Я не стремлюсь стать профессиональным фотокорреспондентом (все-таки опасная профессия), но хочу научиться "останавливать мгновение", чтобы по любой фотографии (неважно, пейзаж ли это или "портрет" чашки кофе в кофейне) было понятно настроение сегодняшнего дня. Уместен ли тут подход "количества", когда делается много снимков (с разных ракурсов, разной экспозицией), а из них потом просто выбирается лучший или все-таки стоит заморочиться тщательным выстраиванием (а потом доводкой в редакторе) одного шедевра, условно говоря? Уместна ли тут постоянная практика - "ни дня без снимка"? Вообще насколько важно снимать много, а не от случая к случаю?
Нет каких-то общих основных советов. Обучение фотографии - это многоступенчатый процесс, включающий в себя как понимание технологии, так и развитие фотографического мышления. Многому можно научить, и вам повезет, если вы найдете такого человека, но многому придется учиться самому. Нужно научиться контролировать результат, чтобы снимок не был для вас приятной или неприятной неожиданностью, а был бы осознанным воплощением задуманного или увиденного. Вы должны понимать, что изменится при смене ракурса и тем более экспозиции. Конечно, постоянная практика в этом смысле очень важна, но такая "ежедневная съемка" должна идти вместе с анализом проделанной работы. Вначале без подсказок опытного человека это сделать очень трудно.
Здравствуйте.
1. У начинающих вопросы в основном про фотооборудование и умение им пользоваться. Более опытные люди (Лапин и менее мастеровитые - Янковой, Текила и т.д.) говорят, что гораздо важнее - свое видение мира, которое никакими книжками не развить, только практикой. У Вас оно есть (http://www.worldpressphoto.org/photo/2012alexandertaransps1-ll?gallery=2634&category=2). Как Вы его развивали?
(Хотя я для себя выделил еще навыки более низкого уровня - умение быстро достать камеру, не показывать что заинтересовался в сюжете и т.д.)
2. Другой вжаные навык - умение отбирать снимки. Вроде как хороший фотографирует столько же сколько средний, но он отбирает снимки лучше. Как с этим обстоят дела у Вас?
3. При съемке людей (жанр, репортаж, не портрет - это чуть другое, как психоанализ), важны и другие навыки - умение быть своим среди разных людей, убедить снимаемого в том, что твоя камера не несет вреда, умение быстро бегать если не убедил. Именно они ведь дают возможность раскрыть людей или явление одним кадром. Какие еще Вы можете сюда добавить, как можно развить такие навыки у себя?
И еще, разве подача заявления о банкротстве в Штатах не является трюком, который позволяет не платить кредиторам, а вместо этого оптимизировать предприятие, избавиться от нерентабельных производств и т.д.?
1. Я бы назвал это не "свое видение мира", а творческое мышление. Оно развивается и книжками, и практикой, другое дело, что на определенном этапе этот процесс становится очень индивидуальным.
2. Отбор - очень важная часть работы, по значимости не уступающая самой съемке. А про хорошего и среднего фотографа - даже если количественно "хороший" снимает столько же, он изначально снимает по-другому.
3. Как мне кажется, быть своим со всеми не получится. Многое зависит от ситуации.
Александр, добрый день, Ваша серия "Пирс" потрясающа! Может ли обыкновенный любитель так продвинуться? Или надо жить и спать с фотоаппаратом? Есть ли возможность быть замеченным в Вашем тесном профессионале мире? Как это сделать? Спасибо!
Спасибо! Это в каком-то смысле и есть любительская серия. Некоторые кадры сделаны, когда я еще не работал как фотограф.
Добрый день! Не могли бы дать несколько базовых советов как, на Ваш взгляд, лучше фотографировать архитектуру? Какое значение тут имеет точка, с которой делается съемка, свет, объектив?
Профессионально съемкой архитектуры я не занимался, но, насколько я могу судить, и свет, и точка, и объектив имеют значение.