Владимир Яковлев, главный редактор проекта "Сноб"
Может ли российский медиапроект стать международным? Один из самых заметных российских медиапроектов последнего времени - "Сноб" - объявил о намерении расширить свое международное присутствие. 15 сентября журнал "Сноб" начнет выходить в Нью-Йорке. Кроме того, осенью "Сноб" планирует издать свою первую книгу - сборник рассказов очевидцев о том, как Москву летом 2010 года заволокло дымом от пожаров. Зачем российскому журналу американские и европейские читатели? Что происходит с русскоязычной журналистикой и читающей публикой? Почему интеллектуальному читателю сегодня мало только читать? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил один из основателей и главный редактор проекта "Сноб" Владимир Яковлев.Владимир, ваш журнал в глубинке не купить, а вы его собираетесь выпускать/продавать за рубежом.Он для столичных читателей что ли? И название странное,снобизмом отдает.Вы не находите? :)
Мне очень жаль, если наш журнал у вас не продается: у нас около 7 тысяч точек продаж по России, мы сейчас очень стараемся сделать так, чтобы распространение в регионах было максимально широким. Всегда можно позвонить нашей службе поддержки и проверить: вдруг "Сноб" все-таки где-то рядом? Для нас он, безусловно, никак не "столичный" журнал.
Что же касается названия, - собственно, вся его прелесть в самоиронии. Прочитайте внимательно наш слоган, написанный под названием журнала на каждом номере. Это цитата из Уильяма Теккерея, и она объясняет, почему мы выбрали такое название.
Добрый день.
Читал, честно говоря, только один выпуск вашего журнала.
Не понял одного - а какова концепция вашего издания? Выглядит как сборник всего сразу и ничего конкретно.
В чем миссия вашего проекта?
Миссия нашего проекта – объединить довольно широкую социальную группу, которую можно назвать так: "успешные русскоязычные профессионалы". Эти люди живут не только по всей России, но и, естественно, по всему миру. Мы хотим создать издание, которое им интересно, - и слово "интересно" тут является ключевым. Мы не делаем тематических номеров, как многие другие издания, потому что не стремимся к тому, чтобы материалы служили подпорками друг для друга. Мы, напротив, собираем под каждую обложку темы, которые объединяются другим принципом: они одновременно значимы и интересны. Мы надеемся, что наш читатель, беря в руки номер, получает возможность читать тексты, каждый из которых и интересен, и ценен для него, и хорошо написан. Это и есть главный принцип "Сноба".
Уважаемый Владимир, достаточно ли сегодня интеллектуальному читателю только читать? - Сноб предлагает в большей степени обсуждать прочитанное, не мешает ли это настоящей журналистике, не превращают ли многочисленные форумы журналистику в базар ?
Я считаю, что возможность обсуждения материалов – это огромное достоинство современной журналистики. Я очень плохо отношусь к так называемому "журналистскому произволу", когда журналист пишет письменно, а читатель может возражать ему только устно. Поэтому сайт проекта "Сноб" устроен таким образом, чтобы читатель имел равные возможности с журналистом. Авторы и читатели наших материалов — члены одного сообщества. В этом, мне кажется, огромное достоинство проекта. Потому что такой формат в частности означает, что мы пишем только правду: иначе журналиста немедленно поймают на слове, причем поймают прилюдно, и разоблачающий комментарий будет так же доступен остальным читателям, как журналистский текст.
Здравствуйте, Владимир,
скажите, на какое из западных изданий вы ориентируетесь? На "Нью-йоркер"? Кажется ли вам, что _именно такой_ формат действительно может привлечь внимание зарубежной аудитории к зарубежному изданию?
"Сноб" – достаточно уникальный проект. Не могу сказать, чтобы мы ориентировались на какое-нибудь конкретное западное издание или пытались кому-нибудь подражать. На Западе существует довольно много периодики, работающей в схожей стилистике и для схожей группы читателей: скажем, Slate и Good magazine. Но наша с ними схожесть - не в форматах или структуре, а в основополагающем принципе: мы стараемся делать значимое интересным. Мы стремимся предлагать интеллектуальному русскоязычному читателю, вне зависимости от места его проживания, значимые и интересные публикации. У каждого из нас есть как локальные интересы, завязанные на локальное окружение, близкую среду, и есть интересы глобального характера. Мы ориентируемся на вторые.
Ваш журнал позиционируется как элитарный - а насколько выгоден этот проект с точки зрения бизнеса? на чем зарабатываете? или он полностью дотационный от учредителей?
Какая средняя зарплата у ваших журналистов? И насколько реально попасть в вашу команду?
Начну с конца. В нашу команду попасть довольно сложно, потому что мы набираем только очень профессиональных журналистов. Но в то же время в нашу команду попасть очень легко: если Вы - прекрасно пишущий профессионал, то мы возьмем Вас с огромным восторгом.
Про оплату: мы стараемся придерживаться европейского уровня гонораров. Журналистика – это чрезвычайно сложная профессия, и мы считаем, что она должна хорошо оплачиваться. Тем не менее, я очень часто слышу разговоры о том, что у нас очень высокие ставки и очень высокие гонорары. И каждый раз расстраиваюсь, потому что на самом деле у нас гонорары и ставки ниже, чем в крупных западных изданиях. И ощущение их "высокости" вызвано только тем, что российским журналистам обычно очень мало платят. Западные журналисты в крупных изданиях получают $2 - $2,50 за слово. В российской прессе таких гонораров нет, и, к сожалению, мы сами до сих пор таких гонораров не платим. Но очень хотелось бы.
Ну, и про бизнес: "Сноб" – коммерческий проект. В будущем году (нам как раз исполнится три года) мы должны выйти на ноль. Нами кажется, что для медиапроекта это очень хороший результат.
Владимир, а кто будет переводить ваш материал, "наши" или "их"? Я переводчик и с удовольствием поучаствовал бы в этом деле.
Мы выходим только на русском языке, так что конкретно перевод журнальных материалов на английский нам, увы, не нужен. Но хорошие переводчики хорошему изданию всегда нужны. Попробуйте прислать нам резюме на snob@snob.ru, вдруг сработаемся?
Владимир, я давно уже присматриваюсь на сайте Сноба к формату Премиум. И не верится, что предлагаемые опции реальны: закрытый клуб, специальные предпросмотры выставок, спец киносеансы. А что вы будете делать, когда продадите сто тысяч таких форматов.)))
Пока что давайте ориентироваться лично на Вас. Если Вам нравится то, что мы предлагаем (а на сайте написана чистая правда), – присоединяйтесь к программе Premium. А когда участников будет сто тысяч, мы посмотрим, что с этим делать.
Владимир, с вашей точки зрения, возможно ли создать успешный (с точки зрения бизнеса) проект электронной газеты в РФ, не имеющей бумажную версию?
Да, конечно. Более того — аналогичные проекты есть.
Здравствуйте, Владимир!
У меня несколько вопросов:
1. Как пришла идея основать такой журнал, как "Сноб?" Оправдались ли Ваши ожидания от воплощения сего в жизнь?
2. Интернет не просто наступает на пятки печатным СМИ, но и активно топчется по ним. Как же глянцу сопротивляться этому? Как спасти печатную индустрию?
3. Какие СМИ-проекты Вы с удовольствием читаете? (помимо "Сноба"))
4. И последнее. Я студентка журфака, очень хочется стать самым, что ни на есть, настоящим журналистом. Не могли бы Вы дать пару советов по этому поводу, свое "золотое правило" или девиз?
Спасибо.
P.S. путеводитель по Нижнему Новгороду из летнего выпуска прекрасен. Незаменимая в хозяйстве вещь :))
1. Безусловно, ожидания, которые у меня были в момент создания "Сноба", оправдались и продолжают оправдываться. Про идею же можно рассказывать долго. Но вкратце — вот как: я довольно долго жил вне России, потом вернулся, и взгляд "извне" позволил мне понять, что у нас на глазах формируется принципиально новая международная социальная группа: русскоязычные профессионалы. И что у этой группы нет ни ориентированных на нее изданий, ни единой дискуссионной площадки. И я понял, что все это нужно создавать. Так появился "Сноб".
2. Я не думаю, что печатные СМИ можно спасти. Мне кажется, что довольно скоро они исчезнут.
3. Я очень люблю The New Yorker, Vanity Fair, Slate. Из российских изданий, кроме "Сноба", я читаю тех, с кем у нас пересекаются целевые аудитории. "Эсквайр", например.
4. У меня есть свое понимание того, что такое журналистика, - не исключено, что в сформулированном виде оно может считаться моим "золотым правилом". Однажды я задал себе вопрос: в чем состоит уникальная профессиональная способность журналиста? Уникальная профессиональная способность врача – лечить людей. Уникальная профессиональная способность архитектора - строить дома. И я понял, что уникальная профессиональная способность журналиста - делать значимое интересным. Эта способность и делает человека журналистом-профессионалом. Мало опубликовать то, что кажется важным лично тебе; нужно сделать это так, чтобы стало интересно читателю. Если научиться этому принципу, журналист становится и профессиональным, и успешным. И Вы станете.
Владимир, как эмигрант эмигранту. Дети рождённые от русских родителей в Финляндии, Англии, Голландии, и там растущие, они русские или финны, англичане, голландцы? Вы пишете, что Сноб для "... людей, которые живут в разных странах, говорят на разных языках, но думают по-русски." Думать по-русски, значит ли быть русским?
Я думаю, что быть сегодня "быть русским" – значит, так или иначе ощущать свою связь с русскоязычной культурой. Вне зависимости от национальности, естественно. В течение многих лет люди, уезжавшие из России, часто пытались разорвать всякую связь с русской культурой и стать "иностранцами". Это казалось залогом успеха: либо ты "совок", либо ты "иностранец". Третьего не дано. Я очень рад, что эти времена давно позади. Появились те, кого мы условно называем Global Russians: люди, которые живут там, где им хочется, занимаются тем, чем им хочется, впитывают любые культуры, становятся частью любых сообществ, но при этом не теряют связь с русскоязычной культурой и сами остаются ее частью. Ровно к этим людям и обращен наш проект.
Планируете ли распространять печатный журнал в Финляндии и если да, то когда и сколько будет стоить подписка?
Вы можете подписаться на журнал из Финляндии уже сейчас.
Владимир, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, будет ли еще меняться концепция журнала? Насколько изменилась аудитория издания? Не кажется ли Вам, что у журнала нет своего лица из-за постоянных изменений формата, концепции, аудитории, идеи? Спасибо!
Мне кажется, Вы нас с кем-то путаете. Формат и концепция издания не менялись с момента его создания.
Здравствуйте, Владимир.
Насколько я понимаю, медиа проект Сноб делается на деньги Михаила Прохорова. Вместе с тем, Сноб активно поддерживает оппозиции (например, митинги по 31 числам, интервью с Сутягиным).
Интересно было бы понять баланс между ведущей ролью Михаила Прохорова в современном "истэблишменте" и тем фактом, что, по сути, он финансирует оппозиционное издание.
Спасибо.
Лена
Думаю, что вопрос, адресованный Михаилу, лучше задавать ему. Тем не менее, я хочу сказать со всей серьезностью, что "Сноб" – это ни в коей мере не оппозиционное издание и никогда таковым не был. Просто мы пишем о том, что интересно и важно нашей аудитории – это принцип проекта. Одна из тем, которая привлекает огромный интерес нашей аудитории – это даже не столько политика в целом, сколько именно процесс формирования гражданского общества в России. И мы, естественно, уделяем этой теме то внимание, которое уделяет ей наш читатель.
Вы все время занимаете активную позицию: участвуете в пробегах "Синих ведерок", организуете антисталинские акции и т.п. Вам не кажется, что это плохо сочетается с журналистской профессией?
Нам кажется строго обратное. Во-первых, журналист — профессия огромной социальной значимости. Связь очевидна. А во-вторых, "Сноб" - это не только журнал, это дискуссионная, социальная площадка. И у нее, естественно, есть общественные инициативы и общественные чаяния.
Здравствуйте, Владимир Егорович!
Два вопроса:
1) В идеале вы видите "Сноб" этаким "Интернэшнл хералд трибьюн", когда по всему миру читатели получают одно и то же, или этаким "Плейбоем", когда в каждой стране своя версия?
2) Про огромные гонорары "Сноба" ходят легенды. Вас беспокоит репутация "распилочной"?
1. Эдаким "Интернэшнл херальд трибьюн".
2. Меня как профессионального журналиста очень беспокоит то, что в России наши гонорары считаются огромными. По сравнению с европейскими и американскими стандартами мы платим вполне скромные гонорары. Тот факт, что в России эти гонорары кажутся большими, к сожалению, говорит лишь о том, как плохо оплачивается работа отечественных журналистов.
Здравствуйте, Владимир!
1. Скажите, вы действительно полагаете, что "Сноб" на английском языке сможет конкурировать с зарубежными журналами? При заявленной утонченности аудитории найдутся ли у вас авторы, способные писать не хуже, чем пишут в The New Yorker (или, если это сравнение ближе, Esquire)?
2. Не кажется ли вам, что нигде, кроме России, или даже кроме Москвы, не существует таких людей, для которых делается журнал "Сноб"? Иными словами, таких людей, для которых характерен приобретенный снобизм, нуждающийся в поддержке извне, которую предоставляет ваш журнал.
3. Какой была реакция лондонской публики на рекламные плакаты "Сноба", появившиеся осенью прошлого года?
1. "Сноб" будет выходить на русском языке. Но конкуренция возникает, конечно: любое издание конкурирует со всеми остальными изданиями на рынке за время, которое читатель готов ежедневно отводить на чтение СМИ. "Сноб" - это очень интересные материалы, написанные прекрасными журналистами. Нам кажется, мы вполне можем ждать, что читатель будет тратить часть этого времени на нас.
2. Мне кажется, не стоит судить о журнале только по названию, - тем более, что в названии, как говорилось выше, заключена очень серьезная доля игры и шутки. И читатели отлично это понимают: "Сноб" успешно продается и по всей России, и в Европе. Мы надеемся, он найдет своего читателя и в США.
3. Реакция на прошлогоднюю лондонскую кампанию была разная, - как и на любую рекламную кампанию. Кому-то плакаты очень понравились, кого-то удивили, но в целом кампания была для нас очень удачной.
Владимир,
расскажите, пожалуйста, немного о себе, чем занимались до Сноба и как попали в Сноб? И еще: влияет ли кто-то из деньгодателей на редакционную политику?
Никто из "деньгодателей" на редакционную политику, конечно, не влияет. Что же касается меня, то я - профессиональный журналист, закончил факультет журналистики МГУ, долго работал в разных изданиях (например, в издательском доме "Коммерсант" - начальником). А три года назад затеял проект "Сноб" - вместе с моими коллегами Юрием Кацманом и Андреем Шмаровым.
Здравствуйте, Владимир! Как Founder of International Guild for Russian Literary Art, в Америке, скажу сразу, что да, российский медиапроект очень может хорошо стать международным.
Для этого единственное, условие, что он должен быть на ОБЩЕчеловеческие темы, чтобы выстоять. Иначе, например, тема "как у них в России" может иметь сенсацию, но потом быстро уйдет в штиль.
Мой вопросы:
Какими межкультурными и общечеловеческими темами Вы собираетесь привлечь интерес международных читателей?
Какому сегменту читателей будет адресован Ваш международный проект?
Кто Ваши конкуренты в выбранном Вами сегменте? Или перефразирую вопрос:
В чем считаете Ваша сила и конкуретноспособность на международном мидиарынке по сравнению с теми, кто уже обосновался в Вами выбранной нише? (Ведь свято место пусто не бывает..:О)
Заранее благодарю за ответы и желаю успехов во всем!
Наш проект, как уже говорилось, адресован интеллектуальным русскоязычным читателям вне зависимости от места их проживания. Что же до тематических предпочтений нашей аудитории, – для нас это вопрос очень серьезный. Конечно, мы его изучаем, стараясь понять, что интересно русскоязычной аудитории в Москве, в Лондоне, в Новосибирске, в Нью-Йорке, в Самаре, в Эдинбурге, в Лос-Анджелесе, во всех остальных городах и странах, где наша аудитория живет, а наш журнал - продается. Наша задача — найти общие темы, общий знаменатель. Но помимо формальных исследований есть мы сами, те, кто делает журнал: наши авторы, иллюстраторы, репортеры, дизайнеры, редакторы живут по всему миру, от Москвы до Чикаго, Уфы и Таиланда. То, что мы публикуем, лучше всего свидетельствует о наших выводах (в этом смысле, как мне кажется, наш свежий, сентябрьский номер очень показателен). Посмотрите его, он — лучший ответ на Ваш вопрос.
Что касается наших конкурентов, то, в определенном смысле, все издания конкурируют со всеми: время, которое читатель готов тратить на СМИ, ограничено. Все существующие издания соперничают за это время. Мне кажется, что нас делает конкурентоспособным уже озвученный принцип: мы создаем качественные материалы о том, что важно и интересно.
Спасибо!
Владимир!
Я в Америке 20 лет, преподаю филологию в университете. Могу вам честно сказать, что никто из моих друзей, знакомых, коллег и студентов не читает и не покупает никаких русскоязычных периодических изданий, публикующихся за рубежом. Я в их числе. Многие из этих людей, действительно, думают по-русски, но русской периодики не читают. Причин этому несколько. Единственные люди, которых я видел за чтением такой литературы, - это пенсионеры. Боюсь, что и они откажутся от английской версии вашего журнала, т.к. английской язык они не изучают. Возможно, его станут выписывать какие-то факультеты славистики, и эти журналы будут там пылиться годами.. Не думаю, что Вы этого хотите. А вот что Вы действительно хотите? Вы изучали свою потенциальную аудиторию из этих стран? Вы представляете, кто же там на самом деле люди, думающие по-русски? Вы знаете, что их интересует, что они читают или хотят читать? Ответьте, пожалуйста.
Сергей
Сергей, давайте мы с Вами поговорим после того, как Вы прочитаете хотя бы один номер "Сноба". Например, свежий, сентябрьский. Потом можно будет обменяться мнениями.
Уважаемый Владимир!
Знаю, что планировался выход журнала "Сноб" в Израиле. Приезжала Ваш представитель, руководитель отдела международных проектов, вела переговоры, получила статистические данные и оценки объема возможиой читательской аудитории и... "исчезла с радаров".
Между тем, в Израиле - более миллиона русскоязычных граждан, огромное количество туристов из России и других стран СНГ, которые с удовольствием читали бы журнал "Сноб".
Действительно, в ближайшее время мы собираемся начать распространение журнала в Израиле. Такого рода проекты всегда занимают время, но мы ни в коем случае не отступаем от своего намерения.
Алексей, добрый день.
Спасибо за отличный проект!
1. Кто разрабатывал логотип Сноба?
И вопросы по коммерческой части.
2. Какова сумма инвестиций в печатный проект в первый год.
3. Сноб (печатный) это коммерческий проект? если да - через сколько запланирован выход в точку безубыточности.
4. Выход в Украину планируете?
5. Сумма инвестиций в портал и тв-проет (первый год)
P.S.
6. Вы таки директор или главред?
7. Самый успешный номер по продаж..чем/кем, на Ваш взгляд обусловлен успех этого номера.
Спасибо!
1. Наш логотип создавал великолепный, чрезвычайно талантливый молодой дизайнер Алексей Маслов.
2. К сожалению, я не могу отвечать на конкретные финансовые вопросы без специального разрешения акционеров.
3. "Сноб" - безусловно, коммерческий проект. Выход в точку безубыточности запланирован нами на будущий год.
4. Очень всерьез думаем о приходе на Украину. Эта идея нам нравится.
5. Смотрите ответ на Ваш второй вопрос.
6. Я главный редактор проекта "Сноб".
7. Наши продажи растут постоянно от номера к номеру, и успех у номеров - общий, он построен на том, что от номера к номеру мы соответствуем ожиданиям читателя, мы думаем о нем, мы стараемся понимать его интересы. Поэтому для нас самих самый успешный номер – это самый свежий номер. Например, недавний литературный номер (июль-август этого года) продавался прекрасно. Соответственно, мы надеемся, что свежий, сентябрьский, продастся еще лучше. Сейчас мы печатаем 50 тысяч экземпляров журнала в Москве, 30 тысяч в Лондоне и 20 тысяч в Нью-Йорке.
Здравствуйте!
"Сноб" отличается от других журналов и объёмом своих статей. Тенденцию к сокращению объёма, увеличению числа картинок, сжатию информации "Сноб" намеренно игнорирует. Это в какой-то степени отсылает нас к "толстым журналам" девятнадцатого века. Считаете ли Вы увеличение объёма статей штукой, за которой могут последовать и другие издания? Есть ли будущее у больших статей или, на Ваш взгляд, сокращение объёма продолжится и в ближайшие годы?
Спасибо.
Действительно, в последнее время в российской прессе наблюдался процесс сокращения объема материалов. Но сейчас, мне кажется, он немножко притормозился: читатель стал искушеннее, и возник спрос на высококачественную, вдумчивую журналистику. Такого рода публикации, само собой, часто оказываются объемистыми. Есть и еще один феномен: медийный рынок сейчас очень сильно пересекается с рынком качественной литературы (у нас, например, в каждом номере есть какая-нибудь литературная сенсация; например, в свежем, сентябрьском, - отрывок из нового романа Юрия Арабова и первая в мире публикация нового романа Франзена).
Владимир, почему в качестве темы для первой книги были выбраны именно пожары лета 2010 года? Несомненно, это значимый медиаповод, однако через какое-то время тема потеряет актуальность, а значит и книжный формат в данном случае нежелателен.
Пожары стали уникальным событием в жизни Москвы, и в первую очередь — в жизни москвичей: неожиданно для себя они стали единым сообществом. Люди не ждали от себя и друг от друга такой поддержки, самоотверженности, бескорыстности в адрес тех, кто живет рядом и тех, кто страдал от пожаров еще сильнее, чем в Москве. Мы бы хотели, чтобы книга стала историческим свидетельством этого открытия, которое уже никогда и ничем невозможно будет отменить.
Владимир, считаете ли вы, что проект "Сноб" успешен?
В чем это выражается?
Достиг ли сайт "Сноба" планируемых показателей по посещаемости и т.д.?
Проект сейчас прибыльный или убыточный? Если убыточный, то когда, по плану, проект должен выйти на прибыль?
Где можно посмотреть статистику сайта "Сноб"?
Дайте, пожалуйста, ваш прогноз относительно посещаемости сайта "Сноб" на следующий год? На какие показатели вы планируете выйти?
Спасибо!
Конечно, я считаю "Сноб" очень успешным проектом: и в плане роста популярности его составляющих (сайта, журнала, сообщества), и в плане роста наших доходов. Сегодня посещаемость нашего сайта, например: от 60 до 100 тысяч человек в день, а иногда и больше. За исключением летних месяцев, это до трех миллионов посещений в месяц.
Что касается окупаемости, - мы, как уже говорилось, планируем выйти в ноль к концу 2011 года.
Что же касается задач на следующий год - их, конечно, множество, но можно выделить одну для примера: привлечение новых читателей журнала и посетителей сайта в Европе и США. "Сноб", как уже не раз говорилось, - международный проект. Именно общие дискуссии участников проекта, живущих в самых разных точках мира, именно обмен мнениями между людьми с разным образом жизни, разными занятиями, разными взглядами, - главная ценность проекта. Мы хотим, чтобы это разнообразие голосов постоянно росло.
1. Владимир, идея создания проекта «Сноб» родилась сразу или Вы
собирали ее по крупицам/частям? Как это было?
2. При создании проектов часто проводят исследования. Однако, аудитория
Global Russians, есть подозрение, не жалует групповые опросы. Что лежит в
основе проекта: исследования, Ваши внутренние ощущения или что то другое?
3. Полные материалы из архива на портале доступны только членам клуба, в
то же время некоторые материалы (например, «Бункер Буша») можно найти и на других
ресурсах. У издательства есть планы, как избежать воровства контента в
инете?
4. Говорят, из медиа можно уйти в отпуск, но нельзя уйти навсегда.
Почему/зачем Вы вернулись в медиа и создали проект «Сноб»?
5. Первый номер журнала всегда отличается от остальных, потому что он
первый. А чем для Вас запомнился первый номер «Сноба»?
6. Изменился ли образ Global Russians в Вашем понятии с октября 2008.
Если да, то что в этом образе изменилось?
7. И почти не проектный вопрос: «Лицом к лицу Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии» (С). Что Вы поняли для себя на расстоянии
о России и что из этого готовы рассказать?
1. Стартовая идея "Сноба" появилась сразу, но, естественно, развивалась и "доводилась" постепенно (и, конечно, этот процесс продолжается по сей день). Мне кажется, "Сноб" - это новый и достаточно уникальный проект, так что и ход развития у него уникальный.
2. Напротив, наша аудитория очень приветствует диалог и с удовольствием делится мнениями, идеями и взглядами касательно проекта: собственно, нашем сайте это происходит каждый день. Что же касается "состава аудитории" - для нас он вполне очевиден: русскоязычные профессионалы, живущие по всему миру, - точно так же, как мы сами. И СМИ, ориентированных на эту аудиторию, на нас, практически нет. Так что, можно сказать, что в основе проекта лежит очевидность ситуации.
3. У нас, конечно, иногда воруют материалы, а мы, по мере возможностей, стараемся их защищать. Но цитаты и ссылки на нас, конечно, всегда приветствуем.
4. Я вернулся в СМИ, чтобы сделать проект "Сноб". Я увидел возможность запустить новый, уникальный, чрезвычайно интересный проект и решил немедленно им заняться. Это то, что я люблю делать больше всего.
5. Первый номер "Сноба" запомнился мне забытым за время долгого отдыха ощущением бессонной ночи, потраченной на сдачу номера.
6. Не думаю, что за последние два года образ Global Russians в моем сознании изменился. Это некая социальная страта, возникшая в последние годы (я подробно рассказывал об этом выше). Раньше уезжающие из России люди оказывались перед очень неприятным выбором: оставаться "совком" или стать "иностранцем". Теперь, к счастью, все иначе: можно жить там, где тебе интереснее, или удобнее, или полезнее, можно принадлежать к любой культуре — и при этом не порывать с русскоязычной культурой, оставаться частью ее. Наш проект во многом предназначен именно для таких людей. За последние два года их разве что стало больше.
7. Прожив некоторое время вдали от России, я многое понял не так о ней, как о жизни в целом. Но это - тема для отдельного большого разговора. Последнее время я начал проводить встречи, которые называются "Q&A с Владимиром Яковлевым", такие открытые разговоры в режиме вопрос-ответ. Именно там я довольно много рассказываю о том, как изменились мои представления о жизни. Ближайшая такая встреча будет в октябре, в Нью-Йорке. Но будут они и в Москве. Если вы хотите принять в них участие, напишите на snob@snob.ru. Тем, кто придет, с удовольствием все расскажу.
Владимир, здравствуйте.
Два вопроса:
1. В рамках "Сноба" существуют, по меньшей мере, два проекта, аналогов которых у других российских интернет-СМИ пока нет – речь идет о видео-лекциях и передаче "Сноб-шоу". Стоит ли ждать появления у "Сноба" в обозримом будущем других новых для СМИ форматов? Если да, то известно ли уже, каких именно?
2. В одном из недавних интервью Вы сравнили "Коммерсантъ" с полевой кухней – информация подается сухо и по делу. Если продолжать ассоциативный ряд, с чем можно сравнить "Сноб" и в чем его отличие от "Коммерсанта"? Влияет ли на качественный уровень "Сноба" то, что некоторые из его сотрудников и участников – выходцы из "Коммерсанта"? Стало ли их участие в проекте результатом их эволюции как профессионалов или же они всего лишь получили возможность заниматься тем, что им нравится, но с меньшими ограничениями?
Спасибо
1. Мы все время ищем новые форматы – в этом особенность проекта "Сноб". Например, еще до конца этого года у нас появятся несколько совершенно новых форматов подачи материалов. Один из них – мой любимый проект, мне он видится совершенно уникальным, но раскрывать подробности пока не буду. Могу только посоветовать почаще бывать у нас на сайте. У нас, кстати, теперь есть особый блог "Про проект", там и про новые форматы все есть.
2. Из "Коммерсанта" к нам приходят работать точно так же, как и из других изданий. Никакого специального правила тут нет. Кроме того, я не сравнивал "Коммерсантъ" с полевой кухней, разговор был куда интереснее. Я говорил о том, что когда "Коммерсантъ" создавался, журналистика в целом напоминала полевую кухню. Это было начало Перестройки, правила и законы жизни активно менялись каждую секунду. Люди испытывали огромную потребность в абсолютно сухой и конкретной информации, и мы создавали журналистику, которая теперь называется "журналистикой "Коммерсанта". В этой журналистике была определенная простота. Как на полевой кухне: дать очень голодным людям пищу, просто утолить информационный голод. Не нужно было готовить ничего специального, достаточно было приготовить сытно и много, чтобы хватило всем. И все были довольны.
Но ситуация изменилась. Сегодня речь идет о читателе, который испытывает намного меньшую потребность в информации как таковой. Сегодняшняя журналистика больше похожа на ресторан высокой кухни: просто возможности набить брюхо недостаточно, информация должна быть отлично приготовлена, прекрасно подана и красиво сервирована. Только тогда читателю захочется это попробовать. Современный читатель уже не голоден, он, скорее, ищет новых интересных впечатлений. Конечно, такая журналистика намного сложнее, чем та, которая возникала во время запуска "Коммерсанта". Она требует другого типа профессионализма. Сегодня журналист — это шеф-повар высокого класса, он почти всегда должен готовить не только грамотно, но и вкусно, и по-особенному. "Сноб" принадлежит к новому поколению СМИ, и наши требования к журналистам, соответственно, чрезвычайно высоки.