Трепашкин, Михаил

Адвокат, бывший полковник ФСБ, осужденный на четыре года за разглашение гостайны

Бывший полковник ФСБ, адвокат, осужденный на четыре года за разглашение государственной тайны. Попав в места лишения свободы, добился условно-досрочного освобождения, но вскоре снова оказался в колонии. В 2006 году упоминался в СМИ в связи с делом об отравлении бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Утверждал, что знает имя отравителя, и сообщил его через своих доверенных лиц британской газете The Sunday Telegraph. По цензурным соображениям оно не было обнародовано. 30 ноября 2007 года Трепашкин был освобожден из колонии.

Михаил Иванович Трепашкин родился 7 апреля 1957 года. Окончив школу и отслужив в армии (Трепашкин проходил службу на атомном подводном флоте), в 1978 году поступил в Высшую школу КГБ. В 1984 году (по другим данным - еще в 1976 году [36]) стал следователем в Следственном отделе КГБ. Специализировался на делах о контрабанде культурных ценностей и произведений искусства [30], [36].

В 1990-х годах работал в Управлении собственной безопасности ФСБ [30]. Его начальником был Николай Патрушев, впоследствии возглавивший ФСБ [36]. Среди успешных дел Трепашкина - разоблачение в 1995 году преступной группы в ФСБ и ГРУ, которая занималась продажей оружия в Чечню. Однако дело было закрыто, а у Трепашкина возник конфликт с начальством [36].

В том же 1995 году (по другим данным - в 1997-м [30]) Трепашкин был уволен из органов безопасности. По информации общественного центра имени Сахарова, причиной увольнения стал отказ полковника покрыть случай коррупции среди высших чинов ФСБ [30]. Как утверждала "Новая газета", Трепашкин получил сведения о незаконной деятельности Патрушева и обратился в прокуратуру и к собственному руководству с требованием разобраться в ситуации [35].

В начале 1996 года Трепашкин подал в суд на ФСБ за незаконное увольнение, и суд его иск удовлетворил. Но решение суда так и не было выполнено [30], [35]. В том же году Трепашкин дал несколько интервью о коррупции в ФСБ. На ту же тему бывший офицер спецслужбы направил письмо президенту России Борису Ельцину. Реакции на письмо не последовало, а в начале 1997 года на Трепашкина было совершено нападение на улице - его избили [36].

В 1998 году Трепашкин принял участие в пресс-конференции бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко [34], [39]. В ходе пресс-конференции Литвиненко заявил, что в середине 1997 года (в тот период он еще работал в спецслужбах, в Управлении ФСБ по разработке преступных организаций) получил приказ организовать нападение на Трепашкина. Литвиненко также сообщил, что подал в прокуратуру жалобу на УРПО как на преступную организацию. В этой жалобе Трепашкин упоминался вместе с бизнесменами Борисом Березовским и Умаром Джабраиловым (последние двое также были в разработке УРПО: по словам Литвиненко, Березовского должны были убить, Джабраилова - похитить) [10], [36].

В 1999-2001 годах Трепашкин занимался частной адвокатской практикой [36], [34], [37]. В сентябре 2001 года Трепашкин дал интервью французским журналистам, снимавшим фильм "Покушение на Россию". В интервью бывший сотрудник спецслужб рассказал о возможной причастности ФСБ к взрыву домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года. Сразу после этого у него был устроен обыск. На Трепашкина завели уголовное дело по фактам разглашения государственной тайны [36], [34].

Во время обыска, проведенного дома у Трепашкина, были изъяты следственные материалы КГБ СССР, министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ как на бумаге, так и на дискетах [34]. По версии обвинения, проходя с 1984 по 1997 годы службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Разглашением сведений, составляющих гостайну, следствие посчитало передачу Трепашкиным своему бывшему коллеге - полковнику ФСБ Виктору Шебалину - сводок прослушивания телефонных переговоров членов гольяновской организованной преступной группировки. В этих сводках, по утверждению обвинителей, содержались данные о методах работы ФСБ [31], [34].

В начале 2002 года Трепашкин познакомился с депутатом Государственной Думы РФ Сергеем Юшенковым и начал сотрудничать с Общественной комиссией по расследованию взрывов жилых домов в городах России в 1999 году [38]. В 2002 году он также стал доверенным лицом сестер Морозовых, проживающих в США (они проходили как потерпевшие по делу о взрыве дома на улице Гурьянова) [30] [38], [36], [37], [35].

Весной 2003 года адвокат был приглашен защитой Березовского в качестве свидетеля по делу об экстрадиции бизнесмена в Россию. Трепашкин должен был рассказать суду об истории с планированием покушения на Березовского в 1997 году. Но разрешение на выезд за границу ему не дали, поскольку к тому времени он был под подпиской о невыезде. Адвокаты Березовского должны были выехать в Москву, чтобы встретиться с Трепашкиным и взять у него свидетельские показания [36].

22 октября 2003 года Трепашкин был арестован. В его машине был найден пистолет, разрешения на ношение которого у адвоката не было [38], [37]. По словам задержанного, оружие ему подбросили сотрудники дорожно-транспортной службы, которые потом и "нашли" пистолет [35]. 19 мая 2004 года Московский окружной военный суд признал Трепашкина виновным в разглашении гостайны и хранении боеприпасов и приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении [31], [32]. 15 апреля 2005 года Дмитровский городской суд Московской области признал его виновным в хранении оружия (статья 222, часть 1 Уголовного кодекса РФ) и добавил к первому сроку еще год заключения [34]. Осужденный обжаловал оба приговора [30].

1 июля 2005 года Московский областной суд оправдал Трепашкина по делу о незаконном хранении пистолета, признав адвоката непричастным к событию преступления [37]. 2 июня судья Верховного Суда России сообщил Трепашкину, что оснований для возбуждения надзорного производства по его жалобе, поданной в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ на приговор о разглашении государственной тайны и хранению патронов, нет [30].

После этапирования в Нижний Тагил Трепашкин направил в Тагилстроевский районный суд города ходатайство с просьбой об условно-досрочном освобождении. Начальник Нижнетагильской колонии направил в суд положительную характеристику на осужденного, и 19 августа 2005 года ходатайство было удовлетворено. 30 августа Трепашкин был освобожден и приехал в Москву [35]. Однако 16 сентября 2005 года Свердловский областной суд по кассационному представлению областной прокуратуры отменил решение об освобождении [31], [30].

18 сентября 2005 года Трепашкин без определения суда был арестован в собственной квартире [33], перевезен в Екатеринбург и незаконно помещен в СИЗО №1 [31], [32]. 20 сентября выяснилось, что накануне ареста Борис Березовский предлагал Трепашкину помочь с политическим убежищем, однако тот отказался [33]. 21 сентября 2005 года ряд ведущих российских правозащитников обратились к международной правозащитной организации Amnesty International с призывом признать Трепашкина политзаключенным. С поручительствами отпустить его на свободу под личную ответственность выступали такие известные общественные деятели, как бывший депутат Госдумы Сергей Ковалев, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев, адвокат и правозащитница Каринна Москаленко. Международная комиссия юристов в Женеве выступила с протестом по поводу ареста Трепашкина, назвав этот арест "пародией на власть закона" [30].

В марте 2006 года Amnesty International пришла к выводу, что уголовные дела в отношении Трепашкина могли иметь политическую подоплеку, а доказательства его преступлений могли быть сфальсифицированы. Организация призвала российские власти начать доследование дела, а на время доследования освободить Трепашкина и обеспечить его необходимой медицинской помощью. Эти призывы не возымели никакого действия [29].

Имя Трепашкина вновь появилось в СМИ в конце 2006 года, после того как в Великобритании был отравлен сбежавший из России Литвиненко [11]. Первоначально в совершении этого преступления подозревался итальянец Марио Скарамелла, который встречался с Литвиненко 1 ноября [27], [28], [25], [22], [23], [19], [26]. Позже выяснилось, что в тот же день Литвиненко виделся с Андреем Луговым, бывшим сотрудником ФСБ и бывшим главой службы безопасности телекомпании ОРТ, и его другом, российским бизнесменом Дмитрием Ковтуном, которого СМИ сначала именовали "Владимиром" [18]. Березовский, версию которого сразу же подхватили западные СМИ, обвинил в покушении на жизнь Литвиненко российские спецслужбы, действующие по указанию президента Владимира Путина [24].

20 ноября руководитель пресс-службы ФСБ Сергей Иванов официально опроверг предположения о том, что Литвиненко могли отравить российские силовые структуры [20], [21]. Иванов высказал предположение, что Литвиненко мог пострадать от рук кого-либо из своих лондонских знакомых. Западные издания также ссылались на некоторые источники, утверждавшие, что у Литвиненко были связи среди лондонского преступного мира [14]. 23 ноября Литвиненко скончался в лондонской клинике University College Hospital [14], [15], [16], [17]. Британская полиция объявила о начале расследования обстоятельств его смерти [14], [15], [16], [17].

4 декабря Трепашкин обратился к администрации колонии с просьбой разрешить ему дать показания прибывшим в Москву следователям Скотланд-Ярда, однако этому воспрепятствовала Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) [12]. Представители ведомства заявили, что Трепашкину запрещено общение с иностранными спецслужбами в силу того, что он осужден за измену родине [10], [13]. Между тем, по данным газеты "Новые Известия", 20 ноября Трепашкин написал Литвиненко письмо. В письме рассказывалось, как в августе 2002 года Трепашкин узнал от бывшего сотрудника ФСБ Шебалина, что спецслужбы создали "очень серьезную группу" для "устранения всех, кто связан с Березовским и Литвиненко" [12].

10 декабря 2006 года Трепашкин предоставил британской газете The Sunday Telegraph свои показания по делу Литвиненко. В бумагах, переданных в распоряжение издания через посредника, бывший сослуживец погибшего утверждает, что к отравлению был причастен действующий полковник ФСБ. По словам Трепашкина, это был один из сотрудников спецслужб в масках, которые сидели рядом с Литвиненко на пресс-конференции 18 ноября 1998 года. Трепашкин сообщил газете имя этого человека, однако по юридическим причинам оно не было обнародовано [10].

9 марта 2007 года администрация колонии-поселения обратилась с требованием об ужесточении наказания - переводе Трепашкина на более жесткий режим содержания. Свое требование она объяснила неоднократными взысканиями за нарушение Трепашкиным правил внутреннего распорядка. В связи с тем, что Терепашкин был признан "злостным нарушителем", Тагилстроевский суд Нижнего Тагила вынес решение о переводе его из колонии-поселения в колонию общего режима [9].

30 ноября 2007 года Трепашкин был освобожден из колонии [8]. По словам встречавшего его правозащитника Глеба Эделева, Трепашкин заявил о намерении в дальнейшем заниматься защитой прав заключенных и защитой своих интересов [7].

Выйдя на свободу, Трепашкин продолжил заниматься адвокатской практикой. Среди его подзащитных были Юлия Приведенная, которую обвиняли в создании вооруженного бандформирования [4], Григорий Грабовой [6], [5], Владимир Белашев, участник движения "Реввоенсовет", обвиняемый в подрыве памятника Николая II и минировании памятника Петра I работы Зураба Церетели в Москве в 1997 году [3], а также Никита Чернобаев и другие активисты движения "Антифа", которых подозревали в участии в погроме администрации подмосковных Химок в июле 2010 года [1], [2]. Также он стал экспертом Парламентской ассамблеи Совета Европы и начальником департамента по оказанию правовой помощи незаконно осужденным общероссийской общественной организации "Комиссия по борьбе с коррупцией" [5], [6].

Использованные материалы


[1] Аза Исаева. Признание с сотрясением. — Коммерсант, 30.08.2010. — № 158/П (4458)

[2] Акции солидарности с арестованными защитниками Химкинского леса в городах России. — Антифа.Ру, 23.08.2010

[3] ВС освободил обвиняемого в подрыве памятника Николаю II. — РИА Новости, 26.05.2010

[4] Игорь Рискин. Новые судебные слушания по делу Юлии Приведенной. — Голос Америки, 21.05.2010

[5] 13 мая 2010 года в 12.00 в Независимом Пресс-центре состоялась пресс-конференция: "Условно-досрочное освобождение Григория Грабового". — Сайт партии ДРУГГ, 13.05.2010

[6] Юлия Макаренко. Правозащитники Грабового подали иск против Путина и Медведева в Европейский суд. — Новая газета, 17.09.2008

[7] Экс-полковник ФСБ Трепашкин вышел на свободу. — Интерфакс, 30.11.2007

[8] Бывший полковник ФСБ Михаил Трепашкин сегодня вышел на свободу. — Эхо Москвы, 30.11.2007

[9] Игорь Лесовски. Михаилу Трепашкину изменили меру поселения. — Коммерсант, 10.03.2007. — № 38(3614)

[10] Helen Womack, Colin Freeman. FSB colonel named in Litvinenko poison plot. — The Sunday Telegraph, 10.12.2006

[11] David Stringer. Russian Spy Buried As Questions Persist. — Time, 07.12.2006

[12] Александр Елисов. Трепашкин писал…. — Новые Известия, 07.12.2006

[13] Трепашкин просит допросить его по делу Литвиненко. — Дело Трепашкина (trepashkin.ru), 04.12.2006

[14] Russian former spy dies. — CNN, 24.11.2006

[15] Probe as former Russian spy dies. — The Guardian, 24.11.2006

[16] Deborah Haynes. Poisoned ex-Russian spy dies. — Reuters, 24.11.2006

[17] Nick Allen, Scott Hamilton. Litvinenko, Ex-Russian Spy Poisoned in U.K., Dies in Hospital. — Bloomberg, 24.11.2006

[18] Смерть Александра Литвиненко. — Эхо Москвы, 24.11.2006

[19] Andrew Alderson, James Glover. Leading Russian critic of Putin's regime is poisoned in London. — Sunday Telegraph, 20.11.2006

[20] Сергей Иванов: российская разведка непричастна к отравлению Литвиненко. — Известия, 20.11.2006

[21] Российская разведка заявила, что не причастна к отравлению Литвиненко. — Ведомости, 20.11.2006

[22] Ex-KGB officer poisoning probed. — BBC News, 19.11.2006

[23] David Leppard. Poisoned: spy who quit Russia for Britain. — The Sunday Times, 19.11.2006

[24] Andrew Alderson, Olga Craig, Chris Hastings, James Glover. Putin tried to kill my friend, claims Russian billionaire. — Sunday Telegraph, 19.11.2006

[25] Олег Фочкин. Секретный допрос Литвиненко. — Московский комсомолец, 15.11.2006

[26] Николай Сергеев, Александр Плахов. Александр Литвиненко не переварил информацию об убийцах Анны Политковской. — Коммерсант, 13.11.2006. — №211/П (3542)

[27] Александр Литвиненко попал в больницу. — Взгляд, 11.11.2006

[28] Литвиненко отравили документы Политковской. — Газета.Ru, 11.11.2006

[29] Amnesty International calls for Mikhail Trepashkin to be released pending a full review of his case. — Amnesty International, 24.03.2006. — № 076

[30] Трепашкин Михаил Иванович. — sakharov-center.ru, 01.02.2006

[31] Суд Нижнего Тагила отложил рассмотрение дела об условно-досрочном освобождении экс-сотрудника ФСБ Трепашкина. — РИА Новости, 26.10.2005

[32] Дмитрий Васильев. Михаила Трепашкина преследуют как адвоката Бориса Березовского. — Коммерсант, 04.10.2005

[33] Андрей Стенин, Виктория Малютина, Сергей Шевалдин. Трепашкина стащили у Березовского. — Газета.Ru, 20.09.2005

[34] Андрей Стенин. Судебная история Трепашкина. — Газета.Ru, 16.09.2005

[35] Роман Шлейнов. Михаил Трепашкин: Они освободили меня по ошибке. — Новая газета, 05.09.2005. — № 65

[36] Михаил Трепашкин. — Дело Трепашкина (trepashkin.ru), 01.09.2005

[37] Даже подбросить не могут. — Новая газета, 04.07.2005. — № 47

[38] Алекс Родригез. Сыщик, который слишком много знал. — Chicago Tribune (пер. создателей сайта Дело Трепашкина), 18.05.2004

[39] Дмитрий Фурман. История выберет виновных. — Московские новости, 29.11.2002. — № 29