Бут, Виктор

Российский предприниматель, осужденный в США на 25 лет тюрьмы за незаконную торговлю оружием и помощь террористическим группировкам

Российский предприниматель, называемый спецслужбами США одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием в мире. В 2008 году был арестован в столице Таиланда и в 2010 году был экстрадирован в США. В ноябре 2011 года был признан виновным в преступном заговоре с целью убийства, незаконной торговле оружием и помощи террористическим группировкам. В апреле 2012 года был приговорен к 25 годам тюрьмы.

По данным газеты "Ведомости" и других изданий, Виктор Анатольевич Бут родился 13 января 1967 года в городе Душанбе - столице Таджикской ССР. При этом сам Бут местом своего рождения называл то Ашхабад (столицу Туркменской ССР), то Душанбе. Разведывательные органы ЮАР называли его украинцем, а российская пресса - русским.

Бут вырос в Таджикской ССР. После службы в армии, летом 1987 года он поступил в Военный институт иностранных языков по специальности "португальский язык". Получив специальность и звание младшего лейтенанта, он служил переводчиком в Мозамбике и Анголе в составе контингента Организации объединенных наций (ООН). В 1990 году после ускоренных курсов китайского языка, не окончив институт, Бут уволился из армии в звании старшего лейтенанта и начал работать в Союзе объединенных кооперативов СССР. Там он был переводчиком в центре организации авиаперевозок, работал в Бразилии и Мозамбике. Бут заявлял, что никогда не находился на службе в КГБ или ГРУ, хотя разведывательные управления ЮАР и Великобритании заявляли, что он был агентом советских спецслужб с 1985 по 1989 год.

В конце 1991 года Бут решил заняться собственным бизнесом, став авиационным брокером. В 1993 году Бут переехал в ОАЭ и сделал аэропорт Шарджи главной базой для своей новой авиакомпании. Бут заявлял, что его самолеты возили цветы, хозяйственную технику и законные военные грузы: в 1994 году на его самолетах осуществлялась переброска французского военного контингента в Анголу и бельгийского - в Сомали. В 1996 году его компания осуществила доставку в Малайзию российских истребителей. Принадлежащие Буту самолеты в 1990-х годах участвовали в переброске миротворцев ООН в Сомали и Восточный Тимор, в 1994 году доставляли гуманитарную помощь и французский контингент в Руанду. Летчики, работавшие на Бута отказались говорить о том, возили ли они оружие, однако признавались, что обычно груз был в заколоченных ящиках.

В начале 1990-х годов Бут стал основателем зарегистрированной в Казани компании "Трансавиа" (по другим сведениям, сотрудничал с белорусской компанией Transavia Export Cargo). Также в Алма-Ате была зарегистрирована его компания IRBIS. В 1995 году стало известно о том, что Бут может быть причастен к торговле оружием: 3 августа в афганском городе Кандагар боевики из оппозиционного движения "Талибан" с помощью своего истребителя МиГ-21 посадили и захватили российский самолет Ил-76, принадлежавший казанской компании "Аэростан" и совершавший коммерческий рейс по маршруту Тирана-Шарджа-Кабул по контракту с возглавляемой Бутом компании "Трансавиа". На борту самолета находились патроны. Летчики самолета насильно удерживались талибами и смогли покинуть Афганистан только в 1996 году. В прессе писали, что после инцидента с Ил-76 Бут начал без посредников поставлять оружие движению "Талибан" и "Аль-Каеде", и эти поставки продолжались вплоть до терактов в США 11 сентября 2001 года. Всего, по заявлению британской разведки (МИ-6), он мог поставить оружия "Талибану" на сумму в 30 или 50 миллионов долларов.

С 1995 по 1997 год Бут работал в Бельгии, в 1997 году занялся бизнесом в ЮАР, где купил заброшенный аэродром и начал ввозить в республику замороженных цыплят из Европы. Его южноафриканская авиакомпания в конце 1997 года получила название Air Pass, и Буту, по сведениям прессы, принадлежало от 43 до 60 самолетов, преимущество разновидности марки "Ан". До этого в Либерии с 1995 по 1996 год действовала авиакомпания Air Cess (или Cessair, Air Cess Liberia), затем она была перерегистрирована в Экваториальной Гвинее, но продолжала базироваться в Шардже. В ЮАР Бут работал до 1998 года, когда власти отозвали у него лицензию на авиаперевозки (по мнению Бута, это было сделано под давлением США).

В 2000 году Совет безопасности ООН попросил группу экспертов подготовить доклад о соблюдении режима международного эмбарго в отношении Анголы, где около 30 лет шла гражданская война. Эксперты заключили, что повстанцы из УНИТА (Национального союза за полную независимость Анголы, Unito Nacional para a Independencia Total de Angola) продолжали в обход эмбарго получать оружие из Болгарии и Румынии, и что поставлял это оружие Бут. Аналогичные доклады в том году обвинили Бута в поставках оружия повстанцам из Сьерра-Леоне и Либерии, фактически называя его владельцем крупнейшей в мире сети по нелегальной продаже оружия.

В 2001 году Бут был вынужден уехать из ОАЭ, а в 2002 году Бельгия обвинила предпринимателя в контрабанде алмазов и отмывании денег на сумму около 300 миллионов долларов с 1994 по 2001 год и объявила его в международный розыск. По словам жены Аллы Бут, бизнесмен окончательно разорился в 2002 году и не таясь жил в России, стараясь не выезжать за рубеж и не занимаясь авиационным бизнесом. В 2002 году ООН ввела запрет на перемещение Бута, а в 2005 году вместе с США потребовала заморозить счета российского бизнесмена и всех связанных с ним компаний и лиц. Бут утверждал, что в результате санкций ООН потерял около 17 миллионов долларов.

Бут категорически отвергал все обвинения в торговле оружием и их нелегальных поставках в обход эмбарго. Он заявлял, что никогда не контактировал с "Талибаном" и "Аль-Каедой", и США решили переложить на него свою вину за вооружение талибов. Впрочем, на вопрос, перевозили ли его самолеты оружие Бут отвечал уклончиво, заявляя, что никогда не совершал и не мог совершать незаконных перевозок.

6 марта 2008 года Бут был арестован в Бангкоке, столице Таиланда, по выданному США ордеру. Его задержали сотрудники управления по борьбе с наркотиками США, выдававшие себя за боевиков Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), которые якобы намеревались приобрести у него ракеты класса "земля-воздух". Власти США заявили, что будут добиваться экстрадиции Бута. СМИ писали о том, что если Бута будут судить в Таиланде, ему могло грозить до десяти лет лишения свободы по обвинению в пособничестве терроризму. По словам супруги Бута, которая вскоре после ареста мужа попросила помощи у министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, ее муж приехал в Таиланд для переговоров о строительстве завода по производству одноразовых шприцов для африканских стран.

9 апреля 2008 года таиландский прокурор отказался от предъявления обвинения Буту в Таиланде. 6 мая 2008 года власти США официально выдвинули против Бута обвинения и отправил в Таиланд запрос об экстрадиции Бута. В августе 2009 года уголовный суд Бангкока, рассмотрев этот запрос, не нашел достаточных оснований для выдачи российского бизнесмена. В сентябре того же года, после подачи апелляции, уголовный суд Бангкока отказался освободить Бута под залог, опасаясь, что тот попытается скрыться от правосудия и покинуть Таиланд. В феврале 2010 года США предъявили ему новые обвинения, которые в октябре 2010 года были сняты из-за недостатка доказательств.

20 августа 2010 года Апелляционный суд Таиланда отменил прошлогоднее решение суда первой инстанции и согласился на экстрадицию Бута в США. Сообщалось, что оно не подлежит обжалованию. В ноябре того же года кабинет министров Таиланда рассмотрел и подтвердил запрос США на экстрадицию Бута, после чего его вывезли из Таиланда в США.

12 октября 2011 года в США состоялось первое заседание суда по делу Бута. 2 ноября того же года присяжные признали его виновным по всем пунктам обвинения. 5 апреля 2012 года Бут был приговорен к 25 годам тюрьмы.

Бут женат, у него есть дочь. Старший брат Виктора Бута, Сергей, продолжает заниматься легальным авиационным бизнесом в Шардже и Болгарии.

Полная версия справки (55 кб.)

Вечный студент
Почему посещать школы вождения не только весело, но и полезно
Пятое чувство
Как протестировать один из самых быстрых внедорожников мира в Техасе и не схлопотать пулю в лоб
Снова на коне
Себастьян Феттель и Ferrari одержали первую победу вместе
Интерьер Государственной думы России Госдума превращается
«Кабинеты Зюганова и Жириновского займут неврологи» и другие варианты использования ведомственных зданий
Закон и порядок
Как сделать перепланировку в квартире самостоятельно и без нарушений
Под крышей дома твоего
Золотые интерьеры, вид на Красный Октябрь и другие московские пентхаусы из топ-5
Редкий вид
Ипотека по приемлемым ставкам — где ее искать?
Шесть соток нового типа
Как кризис изменил предпочтения покупателей загородной недвижимости
Большая перемена
Экскурсия по самой современной школе России
Дороги поражения
Организация управления железными дорогами в тылу во время Первой мировой
Царь-танк Плоды сумрачных гениев
Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
Ловушки времени
Как в годы Первой мировой Германия, Англия, Россия и США перестали транжирить дневной свет
Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
Первые заградотряды Первой мировой войны
an official and four railway workers(?)riding on a railroad handcar.

Дороги империи
Российские железные дороги в Первой мировой
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
Группа офицеров 2-го Дагестанского конного полка у стен Петроградской мечети, 1917 год Дикая доблесть Кавказа
Путь гордых джигитов по полям сражений Первой мировой войны
A resident negotiates a destroyed overpass in the Oktyabrsky district close to Donetsk's international airport in the self-proclaimed Donetsk People's Republic (DNR) on March 14, 2015. The area, destroyed over months of artillery exchanges, is still sporadically under mortar and small arms fire.  AFP PHOTO / JOHN MACDOUGALL «Украина нас поссорила, и Украина нас помирит»
Экономист Александр Аузан о том, что российско-европейский проект спасения Киева от банкротства дает шанс и на прекращение войны
«Кризис — это надолго»
Лекция экс-министра экономики Андрея Нечаева об экономических проблемах, с которыми столкнулась Россия
Михаил Зощенко «От хорошей жизни писателями не становятся»
Биография Михаила Зощенко, написанная Валерием Поповым
«Борису Годунову незачем было убивать царевича Дмитрия»
Историк Владислав Назаров о личности и эпохе первого выборного царя России
«ИГ создали все»
Представитель Демпартии Курдистана Хошави Бабакр об истоках «Исламского государства» и перспективах курдов обрести независимость
«Наука противостоит возврату в Средневековье»
Книга современных британских марксистов Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука»
«Миграционной политики у нас нет»
Политолог Владимир Малахов о просчетах в европейской и российской миграционных политиках и беспочвенной озабоченности нашествием мигрантов