Антонова, Ирина

Директор ГМИИ имени Пушкина

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с 1961 года. Действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), доктор Российского государственного гуманитарного университета. Имеет почетное звание "Заслуженный деятель искусств России". Лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством".

Ирина Александровна [9] Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве [6]. В 1929 году семья Антоновой переехала в Германию, где Ирина вместе с родителями жила до 1933 года [6].

После окончания школы Антонова поступила в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), однако вскоре после начала Великой Отечественной войны вуз был закрыт, а его факультеты присоединены к Московскому государственному университету (МГУ). Отмечалось, что Антонова, будучи студенткой университета, в годы войны не только училась, но и работала - была медсестрой в госпитале [8].

В 1945 году Антонова стала выпускницей МГУ [6], получив специальность искусствоведа [8]. Она была приглашена на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ имени Пушкина) [6], где ее научной специализацией стало искусство Италии эпохи Возрождения [8].

В 1961 году [6] директор музея Александр Замошкин перед своим уходом на пенсию [19] предложил Антоновой, занимавшей тогда должность старшего научного сотрудника [12], возглавить ГМИИ [9], [8]. Сама Антонова в одном из интервью указывала, что это произошло в 1962 году [9].

Пресса писала о том, что вторую половину 1960-х годов Антонова называла "золотыми" годами музея. В этот период в музее прошла выставка Тышлера (1966), а с 1967 года по ее инициативе в музее начали проводиться Випперовские чтения - конференции памяти бывшего научного руководителя музея, профессора Бориса Виппера [6], которого Антонова называла своим учителем [9].

В 1970-е годы под руководством Антоновой была проведена коренная реорганизация экспозиции музея [6]. Она рассказывала, что ГМИИ имени Пушкина стал первым советским музеем, который "начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным". ("Еще в 1972 году делали выставку портретов, где Серов висел рядом с Ренуаром, а портрет Параши Жемчуговой - рядом с английским портретом XVIII века") [9]. В 1974 году Антонова даже вступила в конфликт с руководством, приняв решение освободить залы второго этажа ГМИИ под находившиеся в запасниках музея части коллекций западной живописи из собраний меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова (картины долгое время были недоступны зрителям, поскольку "творчество замечательных мастеров, таких как Ренуар, Гоген, было признано буржуазным, формалистическим, вредным"). По данным СМИ, Антонова готова была подать заявление об уходе, если бы ей отказали. По ее словам, в тот период "в подвалах лежали первоклассные вещи - почти весь Музей западного искусства!", и это "надо было показывать", иначе дальше ей "просто неинтересно было работать" [19], [11].

Регулярно проводимые музеем выставки зарубежного искусства завоевали особую популярность. Среди наиболее известных экспозиций музея в тот период СМИ называли выставку картин из нью-йоркского музея Метрополитен (1976) и выставку произведений американского искусства XIX-XX веков (1977-1978) [24]. По словам Антоновой, в конце 1970-х - начале 1980-х годов контакты СССР с Западом, в том числе в области культуры и искусства, стали более активными, и именно ее музей был выбран для этой миссии ("Это большая политика, ее не мы придумали"). В 1981 году в музее состоялась большая выставка "Москва - Париж". Она была одной из самых известных художественных выставок XX столетия, где, в частности, были показаны работы авангардистов Казимира Малевича, Василия Кандинского и Павла Филонова [6], [19]. Не менее значимым событием в мировой культуре стала проведенная в 2004 году в возглавляемом Антоновой музее выставка "Москва - Берлин" [6]. По мнению критиков, столкновение в одном пространстве и поразительная схожесть художественных произведений сталинской и фашистской идеологии стали настоящим откровением для зрителя [16].

С 1981 года в музее, возглавляемом Антоновой, начали проводиться "Декабрьские вечера", которые в прессе назывались одним из самых значимых деяний руководителя ГМИИ имени Пушкина. Отмечалось, что идея соединения музыки и изобразительных искусств была воплощена Антоновой совместно с пианистом Святославом Рихтером. В музее стали проводиться концерты самых выдающихся музыкантов мира: здесь выступали сам Рихтер, а также Юрий Башмет, Наталия Гутман, Олег Каган, Галина Писаренко, Андреас Штайер и многие другие [8], [22], [10].

В апреле 1996 года [21] состоялось открытие выставки "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" ("Золото Трои"), которую СМИ называли самым трудным публичным испытанием в жизни Антоновой как директора ГМИИ имени Пушкина [17]. Выставка стала настоящей сенсацией, поскольку почти полвека до этого "Москва убеждала весь мир, что ей ничего не известно о том, где находится трофейное 'золото Шлимана'" [17], вывезенное в 1945 году по решению Советской военной администрации в Германии [21]. Оказалось, что оно находилось в музее, который возглавляла Антонова, за что, по данным "Новой газеты", "злые языки присваивали ей звание полковника КГБ" [17].

Впоследствии Антонова неоднократно [7], [23], [9], [19] высказывала свое отношение к вопросу возможного возвращения вещей, перемещенных из Германии на территорию СССР в порядке компенсаторной реституции, а также других произведений искусства, национализированных государством. По ее словам, согласно принятому в 1998 году и действующему с 2000 года [23] закону [20] о перемещенных ценностях, "все вещи, являются собственностью Российской Федерации и остаются на хранении в государственных российских музеях, входящих в состав Единого государственного музейного фонда РФ" [7], поэтому "наша страна в этой сфере никому ничего не должна". Более того, Антонова отмечала, что, на ее взгляд, будет справедливо, если "любая страна, наносящая ущерб чужой культуре, в конце концов, будет расплачиваться собственным достоянием" [9]. Невозвращение же немцам какой-то части ценностей, по ее словам, станет "вечной зарубкой на память, предостережением народам" [19].

В одном из интервью Антонова признала возможность возвращения полученных во время войны вещей - но лишь тех, которые принадлежали "людям, активно боровшимся с фашизмом, или, допустим, церкви" [12]. Между тем, как отмечалось в прессе, российский закон о перемещенных ценностях международным сообществом признан не был, вследствие чего "перемещенные шедевры" невозможно вывозить за границу, ибо там они могут быть арестованы [21], [15]. В 2007 году в ГМИИ состоялась российско-германская археологическая выставка "Эпоха Меровингов - Европа без границ", которая в СМИ тоже была названа сенсационной. Ее экспонатами также стали перемещенные ценности, вывезенные в Россию и хранящиеся в ГМИИ, Эрмитаже и Историческом музее, а также предметы, предоставленные музеями Германии. Однако выставка была широко показана лишь в России [7].

В ноябре 2005 года, когда в галерее швейцарского города Мартиньи (кантон Вале) проходила выставка "Французская живопись из коллекции Пушкинского музея Москвы", в рамках судебного разбирательства с фирмой Noga швейцарской полицией и таможней была арестована коллекция картин французских художников страховой стоимостью более одного миллиарда долларов. Комментируя эту информацию, Антонова заявила: "Как художественные произведения могут стать заложниками каких бы то ни было комбинаций - политических, экономических и других? Этого не может быть". В том же месяце решением правительства Швейцарии арест был снят [14], [12], [13].

При Антоновой началось воплощение идеи расширения территории музея - появились Музей импрессионистов, Музей частных коллекций, Детский центр [8], [12]. Своей мечтой она называла возникновение своеобразного музейного городка, который мог бы стать "уникальным культурным комплексом". "Слишком уж много замечательных вещей у нас по-прежнему лежит в запасниках", - отмечала она [9].

СМИ рассказывали о позиции Антоновой в отношении финансирования культуры в России. Отмечалось, что она не склонна выстраивать отношения с бизнесом, "предпочитая апеллировать к федеральной власти". "За состояние культуры должно отвечать государство", - отмечала Антонова. Вместе с тем она признавала, что необходимо принять закон о меценатстве [9].

По словам экспертов, у Антоновой есть как поклонники, так и недоброжелатели, но "и тех и других она поражает фантастической работоспособностью, волей и активностью" [19]. Несмотря на столь долгий срок работы директором музея, наблюдатели отмечали, что в ее отношении "никому и в голову не придет говорить о какой-то номенклатурной 'усидчивости'". Подчеркивались присущие Антоновой чувство вкуса, внутренняя независимость и способность принимать нестандартные решения - всегда в интересах российского музейного дела и России [9], [8]. Ряд СМИ приводили мнение о том, что Антонова в музее, где ей подконтрольно все - своего рода "диктатор" [9], "самодержец" [19]. Не опровергая эти утверждения, Антонова в своих интервью заявляла, что такое "диктаторство" - "высшая форма ответственности". По ее словам, в России не существует аппарата "деловых людей, которых бы все уважали". "У нас везде властная вертикаль, по-другому пока не получается", - поясняла она [19].

В феврале 2012 года Антонова была включена в список доверенных лиц Владимира Путина, который выступал в качестве кандидата на назначенных на март президентских выборах [2], [1].

Антонова - автор более ста публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). Она является действительным членом Российской академии художеств, академиком Российской академии образования, член-корреспондентом Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), доктором Российского государственного гуманитарного университета, имеет почетное звание "Заслуженный деятель искусств России" [11], [6]. СМИ писали также об Антоновой как о члене президентского совета по присуждению Государственных премий, члене жюри национальной премии "Триумф" [19] и коллегии Большого театра [6].

Антонова была награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени. В 1995 году Антонова была удостоена Государственной премии Российской Федерации, а в 2007 стала лауреатом премии "Триумф" в номинации "Гуманитарные науки" [6], [11], [5], [18]. Антонова также имеет зарубежные награды, в том числе орден Командора литературы и искусства Франции [11]. В ноябре 2007 года она была удостоена звания кавалера ордена Почетного легиона [6], а в октябре 2009 года стала лауреатом премии "Свобода", учрежденной Американским университетом в Москве [4], [3].

В свободное время Антонова любит посещать концерты и спектакли. Сама она отмечала, что "ужасно любит цирк и спорт", поскольку ей "нравится человек на экстриме, на максимуме своих возможностей" [19]. Среди пристрастий Антоновой пресса также называла вождение автомобиля [17].

Отмечалось, что Антонова свободно говорит по-немецки (выучила его еще будучи ребенком) и по-французски, также владеет итальянским, а про свой английский она сообщала, что "не говорит, хотя понимает и читает" [19].

Антонова замужем. Со своим супругом, искусствоведом Евсеем Иосифовичем Ротенбергом, они вместе с 1947 года. У Антоновой есть сын Борис [19], который с детства тяжело болен. По словам самой Антоновой, это обстоятельство сыграло важную роль в ее судьбе и характере: "Может быть, так сохраняюсь оттого, что понимаю меру негативности явлений. Я невольно все неприятности соизмеряю с истинным несчастьем, с истинным горем, с истинным ущербом" [19], [17].

Использованные материалы


[1] ЦИК опубликовал полный список доверенных лиц Путина. — Комсомольская правда, 07.02.2012

[2] ЦИК РФ утвердил список доверенных лиц кандидата в президенты РФ Владимира Путина. — ИТАР-ТАСС, 06.02.2012

[3] Директора ГМИИ имени Пушкина наградили американской премией. — Новые Известия, 14.10.2009

[4] Директору Пушкинского музея вручена премия. — ИТАР-ТАСС, 13.10.2009

[5] Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени. — NEWSru.com, 10.12.2007

[6] Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова станет кавалером ордена Почетного легиона. — NEWSru.com, 30.11.2007

[7] Ирина Антонова: Все из имеющихся в наших музеях перемещенных ценностей мы покажем, но никогда ничего не отдадим. — Интефакс Время, 11.04.2007. — №14 (611)

[8] Человеческий, культурный и личный гений Ирины Антоновой. — Радио Свобода, 21.03.2007

[9] Дмитрий Смолев. Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: "Диктатура - это высшая форма ответственности". — Известия, 19.03.2007

[10] Светлана Полякова. Маски, мифы и музыкальные метаморфозы. — Новая газета, 30.11.2006

[11] Ирина Антонова в эфире Радио "Культура". — Радио Культура, 28.07.2006

[12] Сергей Соловьев. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова: "Рихтер смотрел всего пять-шесть картин". — Новые Известия, 29.11.2005

[13] ГМИИ им. Пушкина не будет предъявлять материальные претензии Швейцарии. — NEWSru.com, 29.11.2005

[14] Антонова считает недопустимым арест в Швейцарии коллекции картин музея. — РИА Новости, 16.11.2005

[15] Сергей Соловьев. Шедевры-передвижники. — Новые Известия, 13.08.2004

[16] Ольга Кабанова. Гадание перед вернисажем. — Российская газета, 01.04.2004. — №3443

[17] Ядвига Юферова. Гранд-дама. — Российская газета, 20.03.2002

[18] Указ Президента РФ. О награждении орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени Антоновой И.А., 20.03.2002. — №292

[19] Ирина Антонова: "Я уже имею право на иронию по отношению к музею и к себе". — Известия, 10.03.2002

[20] Федеральный закон о культурных ценностях, перемещенных в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. — АКДИ Экономика и жизнь, 15.04.1998

[21] Юрате Гураускайте. Открылась выставка "Золото Трои". — Коммерсантъ, 17.04.1996. — №65(1023)

[22] Вадим Могильницкий. Краткий хронограф жизни и деятельности С.Т. Рихтера. — Сайт Святослава Рихтера

[23] Григорий Козлов. Реституция: искусство, освобожденное из плена. — Вокруг света. — №2 (2797)

[24] Музеи Москвы Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. — Artprojekt.ru