Несмотря на недавний отказ президентской администрации от оплаты заказных статей, американское правительство по-прежнему продолжает заниматься скрытой рекламой. Как сообщает газета New York Times, различные федеральные министерства и ведомства в массовом порядке выпускают телевизионные сюжеты, которые телекомпании используют в блоках новостей.
Камнем преткновения в данном случае является то, что зрители не знают, что эта информация напрямую исходит из правительства, и для него это выглядит, как обыкновенный полутораминутный сюжет в местных теленовостях. Дело в том, что телекомпании зачастую нарушают собственный этический кодекс, не указывая источник информации. Иногда слова "корреспондент такой-то для министерства такого-то" просто вырезаются, хотя в большинстве случаев репортеры не указывают, что они работают на правительство.
За последние четыре года правительственные учреждения распространили сотни подобных видеосюжетов. Например, материал о том, как американец иракского происхождения приветствует новость о взятии Багдада, был снят по заказу Госдепартамента. Репортер, назвавший меры по усилению безопасности на авиатранспорте "одной из самых замечательных кампаний в истории авиации" на самом деле оказался специалистом по связям с общественностью, нанятым Управлением по безопасности на транспорте.
Сами федеральные агентства не скрывают от телекомпаний происхождение предлагаемых сюжетов, которые сделаны так, чтобы без дополнительного монтажа подойти к любому выпуску местных новостей. В таких репортажах не содержится идеологической нагрузки, но они заостряют внимание на достижениях, достигнутых федеральными властями в той или иной сфере.
Самое интересное, что от такого положения дел выигрывают все. Местные телестудии со скудным бюджетом получают уже готовый материал, PR-агентства осваивают правительственные контракты на миллионы долларов, крупные телекомпании, помогающие распространять сюжеты, получают соответствующий гонорар, как от заказчиков, так и вещателей на местах. Правительство же, в конце концов, получает возможность донести свой "мессидж" до населения под видом обычного репортажа.
Между тем, Управление общей бухгалтерской отчетности США, действующее при Конгрессе, считает, что новостные сюжеты, изготовленные по заказу правительства, представляют собой "скрытую пропаганду". В прошлом месяце управление запретило федеральным агентствам производить сюжеты, из которых аудитория не может четко понять, что источником этих материалов является правительство.
Федеральные ведомства во многом проигнорировали рекомендации управления. Так в минувшую пятницу Министерство юстиции США выпустило меморандум, в котором говорится, что, поскольку управление не смогло четко разграничить скрытую пропаганду и информационные сюжеты, то производство и распространение таких материалов является законным, независимо от того, понятно ли зрителям, что сюжеты сделаны по заказу правительства.