НПО "Сатурн": Российских самолетов больше не будет

Россия больше не в состоянии самостоятельно создавать серьезные гражданские самолеты. Такое мнение в интервью газете "Время новостей" высказал генеральный конструктор и технический директор НПО "Сатурн" Михаил Кузменко.

"Создать образец техники как таковой мы можем. А вот самостоятельно сделать его рыночным продуктом - это вряд ли. Конечно, если у государства найдутся ресурсы, ситуация может измениться. Но это - если найдутся", - уверен Кузменко.

По его мнению, сегодня отечественные авиастроители смогут выжить только в том случае, если будут работать не только на российском, но и на западном рынке. "Очень важной частью нашей работы является взаимодействие с иностранными партнерами. Прежде всего это дополнительная возможность заработать, поскольку отечественный рынок таких специфических изделий, какие мы выпускаем, очень ограничен", - говорит Кузменко. НПО "Сатурн" - один из двух крупнейших двигателестроителей в российском авиапроме.

Еще несколько лет назад предприятия отечественного авиастроения могли позиционироваться на Западе как компании, выпускающие недорогую, но довольно качественную технику. "Теперь этот резерв в значительной мере исчерпан. Ясно, что специалисты мирового уровня у нас за копейки работать не будут. А цены на энергию и материалы уже не только становятся вровень с мировыми, но и превышают их. Это преимущество профукано, его время безвозвратно ушло", - уверен Кузменко.

Теперь российским авиастроителям не остается ничего другого, как ориентироваться на качественные характеристики, уверен генеральный конструктор "Сатурна". Именно так НПО поступило, начав вместе с французской фирмой Snecma совместную работу по созданию двигателя SaM 146. "В идеологическом плане эта программа является двойником самой успешной в авиационном мире за последние 40 лет программы CFM (совместная программа компании Snecma и General Electric, в рамках которой, в частности, был разработан самый популярный в мире двигатель для среднемагистральных самолетов CFM-56, - ред.)", - объяснил Кузменко.

Напомним, что двигатель SaM-146 разрабатывается для проектируемого в нашей стране регионального самолета RRJ. В среду в рамках проходящего в эти дни под Парижем международного авиасалона "Ле-Бурже-2005" министр транспорта Франции Доминик Пербен подписал протокол о выделении под проект государственного финансирования. Оно предусматривает выплату компании 120 миллионов евро. Это возвратное госфинансирование, но не кредит. Как пояснил глава российского отделения Snecma Константин Давыдофф, компания обязуется вернуть эти деньги в виде отчислений от продажи готовых моторов. При этом конечный срок возврата суммы не установлен.

По словам г-на Вантра, государственная помощь покроет 20-25 процентов затрат Snecma на ее половину программы SaM-146 (разработка финансируется французской компанией и "Сатурном" на паритетной основе). Намерение выделить эти деньги французское правительство официально высказало осенью прошлого года. Тогда, правда, речь шла о сумме в 200 миллионов евро.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше