Ученый реабилитировал генетический мусор

Генетикам придется пересмотреть отношение к "мусорной" ДНК - участкам биомолекулы, которые не содержат генов, считает ученый из университета Сан-Диего (UCSD). Питер Андольфатто опубликовал в журнале Nature исследование, где проанализировал эволюцию "сомнительных" фрагментов у мухи-дрозофиллы.

Считается, что наследственную информацию переносят только немногие последовательности нуклеотидов, называемые генами. Именно с них "списывается" структура молекул РНК, используемых в качестве матрицы для синтеза белков. О том, зачем нужен остальной материал, практически ничего не известно, но в хромосомах человека примерно 97 процентов нуклеотидного кода принято относить к "мусору".

Андольфатто заметил, что при мутациях у дрозофилл измененная структура "лишних" участков восстанавливается самостоятельно, то есть неудачные комбинации отбрасываются в ходе естественного отбора. Таким образом, хотя "мусорная ДНК" не участвует явно в формировании белков, определяющих фенотип организма, она определенным образом влияет на его жизнеспособность.

По мнению исследователя, с таким биоматериалом связано большинство эволюционных отличий между видами. Напротив, известно, что среди человеческих генов (то есть "осмысленных" участков ДНК) всего 2 процента отличаются от генов шимпанзе, а большая часть генома является общей для всех млекопитающих.