Астрономы назвали Землю источником внеземной жизни

Аризонский метеоритный кратер, фото с сайта geologie.uni-freiburg.de

Жизнь на других планетах могла возникнуть благодаря земным метеоритам, считают канадские астрономы. Согласно расчетам сотрдников Университета Британской Колумбии, осколки крупных тел, столкнувшихся с Землей, могли, хотя и с небольшой вероятностью, достигнуть периферии Солнечной системы. Если внутри осколков содержались бактерии, то часть из них была способна перенести и соударение, и длительное путешествие в вакууме, сообщает Nature.

По мнению ученых, только за последние 5 миллионов лет около 100 фрагментов с Земли достигли спутника Юпитера Европы, и еще около 30 - Титана, спутника Сатурна. Об этих "планетоподобных" спутниках известно, что они обладают атмосферой, причем в случае Европы она состоит преимущественно из кислорода. Кроме того, еще несколько спутников, возможно, пригодны для обитания живых организмов. В первую очередь это относится к Энцеладу, спутнику Сатурна, где недавно обнаружили жидкую воду.

Эксперимент, проверяющий способность простейших микроорганизмов выжить при столкновении, был проведен в исследовательском центре NASA Ames. Небольшим шариком, летящим со скоростью 5 километров в секунду, "выстрелили" в пластинку с бактериальной культурой, имитировав таким образом падение метеорита. Анализ разлетевшихся осколков показал, что примерно каждая десятитысячная бактерия осталась в живых.

По словам астрономов, новую гипотезу - о земном происхождении внеземной жизни - можно было бы назвать "панспермией наоборот". Обычная теория панспермии предполагает, что жизнь на Землю была занесена извне. Как выяснилось недавно, при "падении из космоса" даже довольно сложные существа способны уцелеть: черви из капсулы, находившейся на борту сгоревшего в атмосфере шаттла, благополучно достигли земли и смогли дать потомство.