На общем собрании Российской Академии наук в среду прошли выборы новых академиков и членов-корреспондентов РАН. Как пишет газета "Коммерсант", практически никто из претендовавших на академические звания высокопоставленных чиновников и бизнесменов их не получил.
Среди кандидатов в членкоры были министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, президент корпорации "Единый электроэнергетический комплекс" Анатолий Дьяков, вице-президент "Росбанка" Михаил Ершов и член Конституционного суда Михаил Клеандров. Все они были исключены из перечня кандидатов на стадии отбора в секциях РАН. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин, также претендовавший на звание члена-корреспондента РАН, узнав о том, что в Академии разгорается скандал из-за слишком большого, по мнению ряда академиков, количества чиновников и бизнесменов среди кандидатов, взял самоотвод. В своем письме в РАН он объяснил это тем, что не хочет "дискредитировать своим именем репутацию Академии".
В списках после отбора кандидатов остались глава комитета Госдумы по международным делам и связям с соотечественниками Андрей Кокошин (кандидат в академики) и бывший президент Киргизии Аскар Акаев (кандидат в иностранные члены РАН).
Наблюдатели полагают, что руководство Академии хочет, чтобы в академики были избраны влиятельные представители власти и бизнеса, чтобы заручиться их поддержкой в административной борьбе с Министерством образования и науки и верховной властью. Минобрнауки добивается сокращения руководящих постов РАН и перехода под свой контроль части имущества Академии. Кроме того, поправки к закону "О науке", разработанные Минобрнауки и уже представленные на рассмотрение Госдумы, предполагают заменить выборы президента Академии его фактическим назначением лично президентом страны.
Глава Торгово-промышленной палаты России, академик Евгений Примаков подверг критике исключение из списков кандидатов многих людей, достойных, по его мнению, академического звания. "По-моему, совмещать звания и госдолжности можно и нужно, это повысит и статус РАН, и статус российской власти", - сказал он.