Общественная палата (ОП) выступает за демократизацию муниципальной реформы и, в частности, за пресечение всех разговоров о назначении сверху глав крупных городов.
В распоряжении "Коммерсанта" оказался предварительный вариант доклада о состоянии местного самоуправления в России, который Общественная палата планирует рассмотреть на пленарном заседании 30 сентября. Этот документ, подготовленный главой профильной комиссии ОП Вячеславом Глазычевым, содержит обзор проблем, возникших в 46 регионах, которые приступили к реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" с 1 января 2006 года (остальные субъекты РФ воспользовались поправкой о вступлении закона в силу с 1 января 2009 года, принятой Госдумой летом прошлого года).
В перечне этих проблем нет ничего неожиданного: наиболее серьезными среди них, по мнению главы комиссии ОП, стали определение границ и статуса муниципальных образований без учета мнения жителей, а также недостаточная налоговая база муниципальных образований, из-за чего даже некогда самодостаточные города еле сводят концы с концами. Однако выводы, которые делает автор, и его предложения по исправлению ситуации во многом противоречат позиции как федерального центра, так и влиятельных губернаторов, на мнение которых Кремль, как правило, ориентируется, отмечает газета.
Так, одной из субъективных причин торможения реформы Глазычев назвал нежелание региональных лидеров расставаться с властью. Это проявляется и в отчуждении у муниципалов полномочий и финансовых средств, и в лишении малых и средних городов решениями региональных парламентов статуса городского округа, дающего им "реальную автономность, собственный бюджет и право на субсидии из регионального бюджета".
Поэтому автор доклада предлагает внести в федеральный закон поправку, разрешающую принимать решение о предоставлении городского статуса "исключительно путем полноценного референдума" и "независимо от решения регионального законодательного собрания". А самим муниципалам при этом должна быть обеспечена "всемерная защита от посягательств региональных властей на их самостоятельность".
Особую критику члена ОП вызвала ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, где "государственная власть объединена с местным самоуправлением и поглощает его", а государственная вертикаль продлена чуть ли не до каждого двора, за чистотой которого следят государственные ДЭЗы. В результате две столицы, где проживает 10 процентов населения страны, превратились в "наглядный образец полного подавления муниципального начала губернским управлением". Причем основную вину за это Глазычев возлагает на федеральную власть, которая "полностью самоустранилась из процесса муниципального обустройства в обеих столицах, молчаливо согласившись с тем, что право их граждан на местное самоуправление не действует".
Категорически не поддерживает Вячеслав Глазычев и многочисленные предложения о прямом или опосредованном (с согласия местного совета) назначении мэров крупных городов губернаторами. По мнению главы комиссии, эти инициативы "противоречат Конституции и несут в себе подлинную угрозу для развития страны и основ гражданского общества". А факты некомпетентности отдельных мэров или их вовлеченности в коррупцию, как полагает автор доклада, свидетельствуют лишь о "слабости городских собраний и контрольных органов" и "не могут являться основанием для отвержения конституционного принципа обособленности местного самоуправления от управления государственного". "В связи с этим мы настаиваем на том, что в части утверждения обязательности выборов глав крупных и крупнейших городов федеральный закон должен быть защищен от каких-либо посягательств",– говорится в документе.
В доклад включены и весьма жесткие меры, которые должны понравиться сторонникам "твердой руки". К примеру, господин Глазычев предлагает банкротить экономически несостоятельные муниципалитеты с временным введением в них антикризисного управления, а также узаконить государственное управление в административных районах в тех регионах, где поселения не способны работать самостоятельно. В последнем случае, по мнению главы комиссии, "оправданной и честной мерой стало бы назначение глав районов после их утверждения райсоветом". Однако эти новации не отменяют главной идеи документа о необходимости демократизации муниципальной реформы, резюмирует "Коммерсант".