Астрономы обнаружили черную дыру рекордной массы, обращающуюся вместе с гигантской звездой вокруг общего центра. Это самая тяжелая из тех известных черных дыр, которые образовались вследствие коллапса ядра массивной звезды, сообщает NASA.
Черная дыра и звезда образуют систему M33 X-7, часть галактики M33, удаленной от Земли на 3 миллиона световых лет. Масса черной дыры оценивается как 15,7 солнечных масс, а масса звезды - как 70 солнечных масс. Таким образом, черная дыра оказывается самой тяжелой из "потомков звезд" - тех черных дыр, что образовались вследствие коллапса ядра массивной звезды (среди черных дыр, образовавшихся другим способом, есть значительно более тяжелые).
"Спутница" дыры, в свою очередь, является самой тяжелой из звезд, который входят в двойную систему с черной дырой (то есть систему из двух объектов: звезда и черная дыра). Рано или поздно жизненный путь звезды закончится вспышкой сверхновой, а впоследствии, за счет большой массы, образованием черной дыры, таким образом M33 X-7 станет системой из двух черных дыр.
Система M33 X-7 является первой, в которой отчетливо наблюдались "затмения" черной дыры: каждые три с половиной дня звезда заслоняет дыру. Длительность затмения позволила установить размеры звезды, а траектория ее движения и другие данные, полученные с помощью телескопа "Джемини" (Gemini) и оборудования лаборатории "Чандра", определить массы объектов.
Прошлое системы плохо объяснимо в рамках современных теорий. Масса звезды, из которой образовалась черная дыра, должна была быть больше, чем масса оставшейся звезды. Модели показывают, что в этом случае поведение системы привело бы к тому, что обе звезды за счет особенностей своего движения теряли бы массу, причем потери были бы столь сильны, что оставшейся массы не хватило бы на образование такой тяжелой черной дыры.
Расчеты свидетельствуют, что "предок" звезды должен был бы терять массу в десять раз медленнее, чем ему предписывают современные модели. Исследователи считают, что если процесс потери массы действительно идет медленнее, чем предполагается, то это может помочь объяснить, например, загадочную яркость недавно вспыхнувшей сверхновой SN 2006gy.