Группа американских исследователей обнаружила в одном из парижских архивов звукозапись, сделанную за 17 лет до изобретения Томасом Эдисоном фонографа, пишет The New York Times.
10-секундная запись, на которой неизвестная певица (или ребенок) напевает фрагмент из народной песни "Au Clair de la Lune" была сделана 9 апреля 1860 года. Устройство для звукозаписи, изобретенное стенографистом и библиотекарем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартивиллем (Edouard-Leon Scott de Martinville), состояло из рупора, соединенного с пером, с помощью которого звуковые волны записывались на листах бумаги. Бумага была закопчена с помощью дыма от масляной лампы, и перо фактически процарапывало слой копоти.
Звукозапись Скотта изначально не предназначалась для проигрывания, а, скорее, являлась стенограммой звука, его визуальным отображением. Группа ученых, обнаруживших запись, с помощью компьютера расшифровала ее, получив звук. Фрагмент песни, слова которой едва различимы за скрипом и шорохом, можно прослушать на странице статьи с сайта издания.
В своих мемуарах, опубликованных уже после первых экспериментов Эдисона со звукозаписью, Скотт критиковал ученого за неверное понимание идеи фонографа, как средства воспроизведения записанного звука. Предназначением фонографа стенографист считал лишь визуальное запечатление звука.
Первая публичная демонстрация фонографа состоялась 21 ноября 1877 года. Запись представляла собой углубления на поверхности фольги, размещенной на цилиндре. Первая подобная звукозапись содержала строчку из английской детской песенки "У Мэри был барашек" ("Mary had a little lamb"). Ученые не нашли доказательств того, что Томас Эдисон каким-то образом контактировал с Эдуардом-Леоном Скоттом и взял за основу фонографа его изобретение.