Ученые состарили лунный кратер на два миллиарда лет

Группа американских астрономов Института исследования Луны и планет в Хьюстоне, штат Техас, установила, что возраст кратера Шеклтона, расположенного около южного полюса Луны, в два раза больше, чем считалось ранее. Работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Ученые исходили из предположения, что бомбардировка тел Солнечной системы мелким космическим мусором происходит равномерно во времени. Столкновение с крупным телом сопровождается взрывом, пыль от которого покрывает окрестность кратера, стирая следы падения мелких астероидов. Зная частоту выпадения метеоритных осадков, можно оценить возраст крупного кратера по количеству мелких кратеров в его окрестности.

Используя подробные фотографии южного полюса Луны, полученные исследовательским аппаратом “Смарт-1”(SMART-1), ученые подсчитали, что кратеру Шеклтона 3,6 миллиарда лет. Предыдущие оценки составляли в среднем 1,7 миллиарда лет.

Кратер Шеклтона расположен таким образом, что его дно всегда покрывает тень. Именно в таких местах мог скопиться водный лед, оставшийся от столкновений с кометами, или от извержения лунных вулканов, ведь температура освещенной солнцем поверхности Луны составляет более ста градусов по Цельсию. Считается, что чем больше возраст кратера, тем больше воды в нем могло отложиться. Таким образом, новые результаты делают кратер Шеклтона замечательным кандидатом на роль строительной площадки для будущей лунной базы.

Наличие воды на Луне не является доказанным фактом. В ностоящее время существует лишь несколько косвенных доказательств ее существования. Так, исследовательский зонд NASA "Лунар Проспектор" (Lunar Prospector) обнаружил в 1999 году следы водорода в кратерах, расположенных в полярных районах Луны. Более подробно этот вопрос будет изучать другая экспедиция NASA - Lunar Reconnaissance Orbiter, которая отправится к земному спутнику в 2009 году.