Астрономы смоделировали первые звезды Вселенной

Японским ученым из Университета Нагоя (Nagoya University) под руководством физика Наоки Йошида (Naoki Yoshida) при помощи компьютера удалось смоделировать ранние годы эволюции самых первых звезд Вселенной. Работа опубликована в журнале Science.

В рамках модели из газового облака диаметром в тысячу световых лет возникала так называемая протозвезда. Это объект, в котором еще не начались термоядерные реакции, типичные для современных звезд. Масса получившейся протозвезды составляла один процент от массы Солнца, а радиус – 25 солнечных.

Дальнейшее исследование показало, что протозвезда с течением времени достаточно быстро "набирает вес". За тысячу лет ее масса составила десять солнечных, за десять тысяч лет – уже сто. Это хорошо согласуется с современными представлениями об эволюции Вселенной. Считается, что достаточно быстро (по звездным меркам) вселенная оказалась заполнена короткоживущими звездами-супергигантами. Их масса составляла сотни солнечных, а время жизни – несколько сотен миллионов лет (для сравнения, среднее время жизни звезды солнечной массы составляет 12 миллиардов лет)

По словам ученых, создание реалистичной модели стало возможным благодаря особым условиям, сложившимся в первый миллиард лет жизни Вселенной. В это время пространство было заполнено водородом в газообразной форме с небольшими примесями гелия и темной материей. При компьютерном моделировании современных звезд приходится учитывать неравномерности гравитационного поля, а также электромагнитное взаимодействие.

Единственным на сегодняшний момент методом изучения первых звезд является компьютерное моделирование. Это связано с тем, что до настоящего времени они не дожили, и почти не оставили никаких следов для астрономических наблюдений.