Ученые обнаружили у мух зачатки социального поведения

Биологи из Университета Торонто установили, что плодовые мухи Drosophila melanogaster корректируют выделение различных феромонов в зависимости от состава группы собратьев, в которой они находятся. Работа ученых опубликована в журнале Current Biology и находится в свободном доступе.

Само исследование состояло из двух частей. На первом этапе биологи взяли некоторое количество самцов и разделили их на группы по 40 особей в каждой. Группы были двух видов: чистые и смешанные. В чистых все самцы были почти генетически идентичны. В смешанных было 32 почти идентичных самца, и восемь особей из других "семей". Каждый час ученые брали образцы феромонов, выделяемых насекомыми.

В результате удалось установить, что "родственные" насекомые в чистых группах производили одну смесь феромонов, а в смешанных - другую. В смешанных группах почти идентичные самцы выделяли вещества похожие на выделения "чужих" самцов.

Во второй части исследования ученые брали некоторое количество самцов и самок и делили их на несколько групп двух видов: снова чистые и смешанные. В чистых было шесть "родственных" самцов и шесть самок, а в смешанных – четыре идентичных самца, два самца другого вида и шесть самок. В результате ученые установили, что присутствие генетически "других" самцов заставляло самцов первого вида спариваться по крайней мере на 33 процента чаще.

В настоящее время у D. melanogaster исследователи обнаружили 23 основных вида феромонов. Насекомые используют различные комбинации этих химических веществ для того, чтобы призывать партнеров для размножения, сообщать об опасности и для многого другого. Можно сказать, что с помощью феромонов насекомые "общаются". В этом ключе новые результаты биологов можно понимать следующим образом: манеру "общения" мухи выбирают в зависимости от "компании", то есть обладают некоторыми зачатками социального поведения.