Экспертный совет при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера России Игоря Шувалова подготовил доклад, в котором радикально пересматривается концепция реформы образования в условиях экономического кризиса. Чтобы не допустить массовой безработицы, предлагается подольше задержать молодежь в учебных заведениях. Текст доклада оказался в распоряжении газеты "Коммерсант".
Срок обучения в школе экспертный совет предлагает увеличить до 12 лет. Одновременно предусматривается привлечение дополнительных педагогических кадров - с помощью государственного стимулирования программ профессиональной переподготовки безработных.
В высшей школе авторы доклада предлагают максимально увеличить число студентов, которые обучаются за счет бюджета, и предоставить широкие возможности для продолжения образования: бакалаврам - по магистерским программам, выпускникам вузов с непрерывной "пятилеткой" - по программам дополнительного образования на базе вузов, магистрам - по аспирантским программам.
В числе других инициатив экспертов правительства - отмена запрета для двоечников учиться даже платно. Выпускникам техникумов предлагается максимально упростить поступление на третий курс вузов.
Чтобы удержать студентов-платников, экспертный совет предлагает предоставлять скидку на обучение и отсрочки по платежам, если студент взял кредит на образование. Такую схему должен субсидировать бюджет: по оценкам аналитиков, в 2009 году расходы составят до 21 миллиарда рублей.
Как отмечает "Коммерсант", текст доклада экспертного совета ставит крест на прежних достижениях реформы образования. Ее главное содержание - переход на двухступенчатую систему ("массовый" бакалавриат и "элитная" магистратура). Предполагалось, что большинство студентов будут обучаться только четыре года, что соответствует как целям основной массы студентов, так и потребностям экономики.
В Минобрнауки предложения экспертного совета не вызвали положительной реакции. "Надо думать о новых рынках труда, которые и в кризис могут быть найдены. Но, конечно же, гораздо проще искать под фонарем - там, где светло. То есть вместо того, чтобы учить студентов работать, опять вернуться к идее вуза как камеры хранения. И превращать молодежь в вечных студентов", - заявили "Коммерсанту" в руководстве министерства.