Премьер-министр Владимир Путин за последние восемь дней провел два совещания, посвященных замене единого социального налога (ЕСН) страховыми выплатами. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники. В условиях кризиса многие чиновники настаивают на том, чтобы налоги на бизнес либо не повышались, либо выросли незначительно.
Реформа ЕСН должна пройти в 2010 году. Ранее сообщалось, что этот налог, ставка по которому является регрессивной и составляет от 26 до 2 процентов в зависимости от годовой зарплаты, заменяется взносами в три фонда: пенсионный, медицинский и социальный. При этом на пенсии бизнесменам придется отчислять не 20 процентов, как ранее, а 26 процентов зарплаты, на медицинское обслуживание – не 3,1, а 5,1 процента. Уплачиваются данные налоги только с зарплаты до 415 тысяч рублей в год.
На совещаниях у Владимира Путина решено было либо сохранить ставку взносов на уровне 26 процентов, либо повысить ее на один-два процентных пункта. Кроме того, премьер-министру представлены и расчеты по снижению оклада, с которого будет взиматься налог.
По данным "Ведомостей", Владимир Путин объявит об изменениях в реформе ЕСН 6 апреля во время выступления в Госдуме.
Ранее против реформы ЕСН в 2009 году открыто выступили в Минэкономразвития и Минфине. В обоих министерствах считают, что эта мера несвоевременна. Не поддерживает отмену ЕСН и российский бизнес. В то же время Владимир Путин 24 марта заявил, что пенсионная реформа и отмена ЕСН является одним из приоритетов в налоговой политике страны.
В условиях кризиса многие компании в России стали работать в убыток – их доля оказалась больше прибыльных в декабре и январе 2009 года. Повышение налога для компаний осложнило бы и без того непростую финансовую ситуацию. С другой стороны, дефицит Пенсионного фонда, борьба с которым является основной целью реформы, регулярно приводит к тому, что ему выделяются средства из бюджета страны.
В 2008 году правительство снизило ставку налога на прибыль, пытаясь таким образом помочь бизнесу во время кризиса. Однако эта мера дала лишь ограниченный эффект, поскольку у многих компаний в начале 2009 года прибыли не оказалось совсем.