Астрономы раскрыли секрет "пустых" карликовых галактик

Астрономы выяснили, как образуются бедные звездами спиральные карликовые галактики, "набитые" темной материей. Свои результаты ученые опубликовали в журнале Nature. Коротко о них пишет New Scientist.

Некоторые карликовые спиральные галактики являются чемпионами Вселенной по самому низкому содержанию газа, пыли и звезд. При этом существует большое количество данных, указывающих, что в таких галактиках очень много темной материи. Этим термином называют пока не обнаруженную экспериментально субстанцию, в которой сосредоточена большая часть массы Вселенной. Гравитационное притяжение темной материи должно было бы удержать в карликовых галактиках звезды.

Авторы новой работы рассматривали возможность формирования странных объектов в результате столкновения дисковидной карликовой галактики с другим звездным скоплением. Компьютерное моделирование показало, что в итоге такой встречи напарник дисковидной галактики может начать вращаться вокруг нее, стягивая материю. Кроме того, что галактика-"жертва" теряет звезды и газ, она приобретает спиралевидную конфигурацию. Темная материя при этом остается неизменной.

Это не первая гипотеза, объясняющая природу странных галактик. Один из созданных ранее вариантов, например, предполагает, что они формируются рядом с очень крупными звездными скоплениями. Гравитация соседей "вытягивает" звезды из карликовых галактик. Однако эта гипотеза не объясняет, как образовались бедные звездами галактики, расположенные вдали от больших звездных скоплений.