Физики не нашли страпельки на Луне

Физики провели серию экспериментов над лунным грунтом на ускорителе элементарных частиц в Йельском университете с целью обнаружения в лунной породе страпелек - устойчивых "кусочков" так называемой странной материи. Страпельки исследователи не обнаружили, однако смогли получить серию ограничений на скорость производства этих загадочных объектов в космосе. Статья исследователей появилась в журнале Physical Review Letters, а ее краткое изложение приводится на сайте Американского физического общества.

Известно, что адроны (например, протоны и нейтроны) состоят из u-кварков и d-кварков. Однако некоторые исследователи предполагают, что под воздействием экстремальных условий адроны могут превращаться в странную материю, то есть состоящую примерно в равном количестве из u-, d- и s-кварков (последние иногда называют странными, отсюда и название материи). Считается, что, например, нейтронные звезды, появляющиеся в результате гравитационного коллапса обычных светил, состоят именно из странной материи.

В рамках этой теории взаимодействие нейтронной звезды в двойной системе с компаньоном может приводить к "распылению" странной материи по космосу. Таким образом, Луна, которая лишена атмосферы и тектонической активности, по словам физиков, является идеальным местом для обнаружения страпелек.

В рамках работы ученые исследовали образцы лунной породы, доставленные на Землю в рамках миссии "Аполлон-11". Различные теории предсказывают различные свойства страпелек (некоторые, например, утверждают, что данные объекты крайне опасны), поэтому исследователи искали данные объекты в достаточно широком диапазоне энергий.

В результате, никаких страпелек обнаружить не удалось, однако ученые установили, что, если страпелки с ядерным зарядом 8 существуют, то их относительная плотность в обычной материи менее 10-16. Это, в частности, является самым сильным ограничением на количество странной материи в космических лучах, из известных на сегодняшний день.