Компании Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment, которые владеют 17 процентами привилегированных акций "Транснефти", государственного оператора нефтепроводов в России, предложили провести IPO (первичное размещение акций) компании. Об этом в номере от 12 апреля пишет газета "Ведомости".
По данным издания, миноритарные акционеры "Транснефти" отправили письмо министру энергетики Сергею Шматко и вице-премьеру Алексею Кудрину. Именно в этом послании они и предложили провести размещение обыкновенных акций. Сейчас всеми ста процентами обыкновенных акций "Транснефти" владеет государство.
В самой компании письмо пока не комментируют. "В любом случае к реальной деятельности компании ни это письмо, ни его содержание отношения не имеют", - цитирует представителя "Транснефти" газета "РБК daily".
Миноритарии госкомпании отмечают, что IPO помогло бы "Транснефти" найти средства на финансирование нефтепровода Заполярное - Пурпе, на который требуется около 70 миллиардов рублей. В конце марта 2010 года президент компании Николай Токарев заявлял, что "оптимальным вариантом" было бы получить средства с помощью увеличения уставного капитала. При этом Токарев не уточнял, кто именно будет оплачивать увеличение - государство или частные акционеры.
"Ведомости" отмечают, что со времени заявления Токарева привилегированные акции "Транснефти" на ММВБ подорожали на 44,5 процента. Владельцев в ходе торгов сменили 5,47 процента ценных бумаг.
Призывы отдать часть "Транснефти" в частные руки звучали и ранее, однако государство эту идею не поддерживало. В частности, в период нескольких крупных "народных IPO", когда размещения провели ВТБ, "Роснефть" и Сбербанк (2006-2007 года), возможность продажи акций "Транснефти" не рассматривалась.
"Транснефть" транспортирует 93 процента от добываемой в России нефти. За первые девять месяцев 2009 года прибыль компании составила 90,9 миллиарда рублей.
Привилегированные акции отличаются от обыкновенных тем, что, как правило, по ним выплачивается больше дивидендов, чем по обыкновенным, однако их владельцы не имеют права голоса на собраниях акционеров.