По данным анализа Росавиации, 42 процентов российских авиакомпаний находятся в "нестабильном" финансовом положении. Газета "Коммерсант" отмечает, что финансово неустойчивыми признаны больше трети компаний из топ-20 перевозчиков на российском рынке.
О необходимости проводить регулярный мониторинг финансового состояния российских авиакомпаний Росавиация заявила после остановки полетов альянса AiRUnion в 2008 году. Однако первый такой мониторинг был проведен лишь по итогам первых шести месяцев 2010 года.
По данным Росавиации, первые пять крупнейших перевозчиков по пассажирообороту ("Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр" и "Оренбургские авиалинии") - платежеспособны и стабильны, тогда как из перевозчиков, занимающих в рейтинге места с 6-го по 17-е, сразу семь находятся в зоне риска. Названия "нестабильных" авиакомпаний чиновники сообщить отказались.
Эксперты, опрошенные изданием, причисляют к "нестабильным" таких перевозчиков, как ГТК "Россия", "Владивосток авиа", "Уральские авиалинии", "Атлант-Союз" и другие компании.
На основании результатов мониторинга Росавиация может отзывать у перевозчиков свидетельство эксплуатанта. Но останавливать полеты всех авиакомпаний, чье положение признано нестабильным, Росавиация, скорее всего, не решится.
Причиной возникновения долгов в российских авиакомпаниях стал мировой экономический кризис, из-за которого произошло резкое сокращение объемов пассажироперевозок. По итогам 2009 года объем перевозок российскими авиакомпаниями сократился на 9,5 процента, или почти на пять миллионов человек.