Портфель военных проектов министерства обороны США с 2008 года увеличился с 96 до 98, а общий объем расходов на реализацию этих программ достиг 1,68 триллиона долларов, говорится в докладе Главного контрольного управления (GAO) США. К концу 2010 года стоимость 80 процентов военных проектов выросла на 135 миллиардов долларов за два года, причем рост в 70 миллиардов долларов не является следствием увеличения заказа на оборонную продукцию.
В частности, в 2008 году Пентагон рассчитывал, что стоимость военных проектов разработки составит 407 миллиардов долларов, однако в 2010 году эта оценка была увеличена до 428 миллиардов долларов. При этом в 2008 году ожидалось, что расходы на покупку новых вооружения и военной техники составят 1,089 триллиона долларов, однако в 2010 году эта оценка увеличилась до 1,219 триллиона долларов. GAO отмечает, что в подсчет роста стоимости проектов не была включена программа разработки системы противоракетной обороны, расходы на которую увеличились на 15 миллиардов долларов.
В числе наиболее подорожавших проектов оказался перспективный истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II. Реализация этой программы в 2008 году оценивалась в 249,7 миллиарда долларов, однако в 2010 году эта оценка увеличилась до 263,7 миллиарда долларов. При этом прогнозируемая стоимость одного самолета выросла со 101,7 миллиона долларов до 115,5 миллиона долларов. Следует отметить, что имеется в виду усредненная стоимость самолета, который будет выпускаться в трех версиях для ВВС, ВМС и Морской пехоты США.
Другим значительно подорожавшим проектом стала программа строительства эсминцев проекта DDG 51 "Арли Берк". Стоимость этого проекта выросла с 77,4 до 94,3 миллиарда долларов, при том что цена одного такого корабля увеличилась с 1,2 до 1,3 миллиарда долларов. Общая стоимость программы создания и закупки истребителей F-22 Raptor, поставка которых завершится в ближайшие пару лет, с 2008-го по 2010 год выросла с 75,2 до 77,4 миллиарда долларов. При этом стоимость одного самолета за этот период выросла с 408,7 до 411,7 миллиона долларов.
При расчете стоимости покупки одной единицы военной техники GAO учитывала не только фактическую стоимость продукции, но также и всех сопутствующих услуг, включая закупку вооружения, оборудования обслуживания, техническое сопровождение и обучение персонала. Ознакомиться со 195-страничной версией доклада (PDF, 8,5 мегабайт) можно здесь. Основные положения доклада можно посмотреть здесь.
Между тем, как сообщает Defence Talk, директор программ закупки и расчета финансирования GAO Майкл Салливан (Michael Sullivan) заявил, что на протяжении последних лет наметилась тенденция увеличения числа нарушений статута Нанна-Маккерди. С 1997 года было зафиксировано 74 случая нарушения закона по 47 главным военным программам. Наибольшее число нарушений разбиралось Конгрессом США в 2001-м, 2005-м, 2006-м и 2009 годах.
Статут или поправка Нанна-Маккерди был предложен в 1982 году сенатором Сэмом Нанном и конгрессменом Дейвом Маккерди. Документ, принятый в 1983 году, вносил правку в "Закон о выделении ассигнований для министерства обороны США". Согласно поправке, Пентагон обязан предоставлять Конгрессу подробный отчет, если стоимость программы разработки или конечная стоимость создаваемой единицы военной техники вырастает более чем на 15 процентов.
Кроме того, статут требует, чтобы Пентагон прекращал разработку того или иного вида вооружения, если общая стоимость программы более чем на 25 процентов превышает изначальную смету. Впрочем, согласно статуту Нанна-Маккерди, проект может быть сохранен, если министру обороны страны удастся доказать, что разработка является жизненно важной для обороноспособности США. В 2010 году министру обороны США Роберту Гейтсу удалось сохранить проект истребителя F-35, стоимость разработки которого выросла более чем на 25 процентов и программа оказалась на грани закрытия.