Михаил Симкин из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложил статистическое обоснование того, что рисунки детей и обезьян лишь немного отличаются от шедевров абстракционистов. Препринт соответствующей статьи появился на сайте arXiv.org.
В марте 2011 года в журнале Psychological Science появилась статья американских ученых Анджелины Хаули-Долан и Эллена Уиннера. В ней были описаны результаты следующего исследования: группе из 32 студентов были предложены на изучение 30 пар картин. В каждой паре одна картина была нарисована известным художником, а вторая - ребенком, обезьяной или слоном. Участникам исследования нужно было выбрать ту картину, которая им понравится больше. Оказалось, что в 67 процентах случаев работы абстракционистов нравились людям больше рисунков животных и детей.
Из этой работы ученые делали вывод, что "бытующее мнение о невозможности различить абстрактное искусство и детские рисунки неверно". Похожие результаты были получены самим Симкиным в 2007 году при помощи созданного им онлайн-теста "Настоящее искусство или подделка?" (там, правда, все подделки были выполнены самим Симкиным). Средний показатель узнавания настоящего искусства для 57 тысяч прошедших тест составил около 66 процентов. В рамках новой заметки автор предлагает оценить данные результаты, сравнив их с статистикой двух других экспериментов (корректность подобного сравнения Симкиным не обосновывается).
Первым таким экспериментом стала работа Фредерика Урбана 1908 года. В ней испытуемым предлагалось сравнить вес двух гирь, одна из которых была 100-граммовой, вторая ненамного легче или тяжелее ее. В случае, когда масса второй была 95 граммов, 72 процентов испытуемых замечали, что она легче. Так как доля узнавания абстрактного искусства ниже, то Симкин заключает, что в процентном соотношении разница между абстрактным шедевром и детским рисунком меньше, чем между 96-граммовой и 100-граммовой гирями, то есть менее 4 процентов.
Второй эксперимент связан с шахматистами, в частности с так называемым рейтингом Эло. В этом рейтинге каждому шахматисту по результатам матчей присваивается некоторое количество очков. Полученные очки определяют уровень шахматиста - например, звание новичок дается за рейтинг в менее 1200 очков, а супергроссмейстером можно стать, набрав более 2700 очков. Известно, что, если разница между рейтингами игроков 200 очков (игроки одного или соседних уровней), то шахматист с большим рейтингом побеждает в среднем в 77 процентах матчей. Так как этот показатель снова лучше показателя узнаваемости абстрактного искусства, а животных и детей "нельзя отнести к классу, отличному от новичка", то Симкин заключает, что самые известные абстракционисты не заслуживают рейтинга выше любителя класса D по классификации Эло.