Норвегия нашла спонсора, который поможет поднять со дна норвежское экспедиционное судно "Мод" (Maud), затонувшее у берегов Канады в 1930 году. Власти страны планируют перевезти корабль, построенный полярным исследователем Руалем Амундсеном, на родину, в город Аскер, где он станет центральным экспонатом нового музея, сообщает агентство Agence France-Presse. По словам инвесторов, подъем судна и его транспортировка на расстояние в семь тысяч километров обойдется им в 6 миллионов долларов.
Этим летом норвежские дайверы исследовали корабль и убедились, что "Мод" находится в прекрасном состоянии для своего возраста, сообщает Northen News Services. По их словам, холодная вода отлично сохранила его прочный дубовый корпус, который пережил несколько лет в дрейфе по северным морям. Норвежцы готовы поднять и перевезти судно в течение года, однако сделать это они смогут только с разрешения канадской стороны.
Переговоры о перевозке корабля начались еще в 1990 году, однако до сих пор ни к чему не привели. Норвегия предоставила канадским специалистам свой план подъема и транспортировки судна, которое уже 80 лет стоит на мелководье у деревни Кембридж-Бей, но ответа пока не получили. Местные жители уверены, что корабль должен остаться там, где стоит: в июне в Кембридж-Бей был образован специальный комитет под названием "Оставьте 'Мод' в Канаде", сообщает Nunatsiaq Online. Норвежские дайверы, со своей стороны, убеждают местных жителей, что кораблю необходима помощь. Из-за глобального потепления температура воды меняется и со временем начнет разрушать корпус корабля, сообщает газета Budstikka
Международные специалисты считают, что корабль должен оставаться в своем "естественном" состоянии у канадского побережья, приводит мнение экспертов агентство Agence France-Presse. По мнению Сюзаны Барр (Susan Barr), президента Международного комитета полярного наследия (International Polar Heritage Committee), "Мод" не стоит того, чтобы его выставляли в музее. По ее словам, в исследовательской биографии Амундсена есть куда более известные корабли (например, шхуна "Фрам", совершившая путешествия к северному и южному полюсам), в то время как многолетняя экспедиция затонувшего судна вообще оказалась неудачной.
Покоритель Северного и Южного полюса Руаль Амундсен построил "Мод" на свои сбережения и вложения немногочисленных спонсоров в 1917 году. По задумке норвежского путешественника, корабль должен был дрейфовать во льдах через северный полюс от Чукотки до Гренландии, однако через семь лет тяжелого полярного путешествия в 1925 году Амундсену пришлось признать свое поражение.
Хотя экспедиция и собрала множество данных по метеорологии и геофизике, а также важную информацию о полярных течениях, трансатлантический дрейф не удался. Через несколько месяцев после окончания плавания "Мод" продали за долги Амундсена Канадской торговой корпорации. Около года компания использовала его как судно снабжения. В конце 1925 года "Мод" был зажат льдами у деревни Кембридж-Бей, где через 4 года затонул.