Астрономы взвесили хищную дыру в созвездии Дракона

Астрономы взвесили черную дыру, расположенную на расстоянии 3,9 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Дракона. Статья исследователей появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW. Препринт доступен на сайте arXiv.org.

Известно, что сама черная дыра ничего не излучает по определению, однако процессы падения материи на ее горизонт событий являются источниками мощного излучения. Такое излучение может быть более или менее постоянным (в случае, например, активных галактических ядер, которые постепенно поглощают окружающие их газ и пыль) или же спорадическим (когда дыра "заглатывает" проходящую вблизи от нее звезду). Последний сценарий до последнего времени ни разу не наблюдался учеными в динамике.

В рамках новой работы ученые проанализировали данные, собранные телескопом Swift о гамма-вспышке Swift J164449.3+573451, которая была зарегистрирована в созвездии Дракона 28 марта 2011 года (данный объект интересовал ученых достаточно давно - с 1990 года его яркость в рентгеновском диапазоне выросла как минимум на четыре порядка). Астрономам удалось установить, что данная вспышка, которая наблюдалась фактически в реальном времени, является следствием гибели звезды, подошедшей слишком близко к черной дыре.

Расчеты исследователей показали, что масса дыры составляет порядка 20 миллионов солнечных, что для дыр в галактическом центре относительно немного. Необыкновенная яркость вспышки, в свою очередь, объясняется тем, что Земля попала в поле действия джета - выброса материи, движущейся с околосветовыми скоростями, в космическое пространство в районе полюса вращения дыры. По мнению ученых, новые результаты помогут в анализе процессов, происходящих в окрестности черной дыры.