Россия намерена частично либерализовать систему воздушных сообщений с ЕС, отменив понятие "национальный перевозчик". Газета "Коммерсантъ" пишет, что перевозчик, выполняющий полеты в Россию из той или иной страны, сможет принадлежать кому угодно. В "базовой" стране компания должна быть только создана и зарегистрирована.
К авиасаммиту Россия-ЕС, который пройдет в Петербурге 12-13 октября, Минтранс подготовит протокол об изменении межправительственного соглашения о воздушном сообщении с Финляндией. В документе больше не будет фигурировать понятие "национальный перевозчик".
Согласно документу, авиапредприятие должно быть создано и зарегистрировано в Финляндии, а также обладать операционным разрешением и сертификатом эксплуатанта. Сейчас в таких соглашениях назначенные от каждой из стран перевозчики, имеющие право выполнять полеты в Россию, должны принадлежать либо правительству, либо гражданам Финляндии.
Финляндия первой выступила с предложением отменить "национальность" перевозчиков, но теперь все соглашения со странами ЕС будут перезаключены на новых условиях.
Необходимость изменения соглашений возникла из-за консолидации европейского авиарынка. Так, Lufthansa купила контрольные пакеты в SWISS, Austrian Airlines, BMI, которые являются назначенными перевозчиками на рейсах в Швейцарию, Австрию и Великобританию соответственно. В результате перевозчики контролировались иностранным холдингом, а не национальным собственником.
В 2009 году Минтрас едва не остановил полеты Austrian Airlines в Россию, а конфликт удалось сгладить только к середине 2010 года, когда компания получила временное разрешение на полеты. Аналогичные проблемы возникали у SWISS. Новые соглашения должны полностью легализовать полеты таких перевозчиков в Россию.