Физики объяснили дармштадскую аномалию переключением ионов

Физики предложили объяснение так называемой дармштадской аномалии - необычному закону полураспада, обнаруженному в опытах в Центре исследования тяжелых ионов. Статья ученых не принята пока к публикации, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Известно, что вероятность выживания для данной частицы с ростом времени уменьшается экспоненциально. В 2008 году в журнале Physical Review Letters появилась статья, в которой излагались результаты практических наблюдений полураспада ионов прометия и празеодима. Как оказалось, график скорости изменения вероятности (он тоже должен быть экспонентой) отличается от экспоненты на некоторый осциляционный множитель с периодом в 7 секунд.

В рамках новой работы ученые предложили следующее объяснение данному эффекту. Известно, что ионы, фигурировавшие в опыте, могут распадаться двумя способами. Первый - протон в ядре захватывает электрон и превращается в нейтрон с испусканием электронного нейтрино. Второй - протон сам превращается в нейтрон, позитрон и электронное нейтрино.

Ученые пришли к выводу, что осцилляции вызываются тем, что ион "переключается" между двумя механизмами распада. Примечательно, что исследователи предложили практический способ проверки собственной гипотезы. Их расчеты показывают, что среднее количество распадов на единицу времени достаточно близко к начальному моменту измерений должно быстро опускаться до нуля.

В мае 2009 года к публикации в журнале Astroparticle Physics была принята статья (pdf), в которой физики доказывали, что между периодом полураспада некоторых изотопов хлора и расстоянием от Земли до Солнца имеется существенная корреляция. В частности, ученые предположили, что колебания вызваны потоками нейтрино от светила. Многие ученые, однако, выступают против этой гипотезы.