Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил, что Таджикистан обещал не доводить дело задержанных пилотов до приговора, но нарушил это обещание, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на интервью политика телеканалу РЕН ТВ. "Не сдержали своего слова и просто-напросто поставили нас перед фактом. Это крайне неприятный опыт", - рассказал депутат.
По словам Косачева, в ходе процесса российские власти "получали сигналы от таджикской стороны, что все будет нормально". Почему летчики в итоге все же получили тюремные сроки, политик не пояснил. "Ситуация действительно крайне неприятная прежде всего потому, что пострадали два человека, судя по всему, ни за что ни про что", - заявил он.
Пилоты авиакомпании Rolkan россиянин Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко в начале ноября были приговорены таджикским судом к восьми с половиной годам тюрьмы каждый по обвинению в незаконном пересечении границы, контрабанде и нарушении правил полетов. Их задержали в марте 2011 года, после того как они на двух Ан-72 приземлились в аэропорту Курган-Тюбе для дозаправки. Самолеты суд конфисковал.
Приговор привел к жесткой дипломатической реакции со стороны России. Посол Таджикистана в России Абдулмаджид Достиев был вызван в МИД России для беседы. После этого в Таджикистане также был вызван на ковер посол России в этой стране Юрий Попов. Кроме того, Россия начала высылку таджикских мигрантов, хотя официально это не связывалось с делом пилотов.
В середине ноября генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода пообещал, что приговор пилотам будет смягчен "с учетом исключительности случая". За несколько дней до этого заявления смягчить приговор попросила прокуратура Хатлонской области Таджикистана. Жалоба на приговор пилотам будет рассмотрена 22 ноября.
Сами пилоты отрицают все предъявленные им обвинения и заявляют, что посадка в Таджикистане была необходима, так как на обратный путь в Афганистан, откуда они летели, топлива могло не хватить. Адвокат Садовничего и Руденко выразил надежду на то, что приговор будет пересмотрен, и все обвинения с его подзащитных будут сняты.