Госфининспекция Украины назвала причину срыва контракта по поставке БТРов в Ирак, сообщает "Интерфакс-Украина".
Глава ведомства Петр Андреев, как сообщает УНИАН, заявил, что деньги, выделенные на доработку машин, были использованы не по назначению: направлены на депозит в некий банк. Этим банком, по словам Андреева, руководил сын директора Харьковского КБ машиностроения имени Морозова (это предприятие — один из исполнителей контракта по поставке БТРов).
Как сообщил Андреев, речь идет о сумме в 50 миллионов гривен (около 6,2 миллиона долларов). В результате работы по доработке БТРов не были своевременно выполнены.
Глава Госфининспекции отметил, что "из-за деятельности руководителей [КБ имени Морозова] Украина потеряла контракт по Ираку на 2 миллиарда [как полагает УНИАН, имеется в виду 2 миллиарда гривен]". Что имеется в виду под "потерей контракта", не совсем понятно. Договор о поставке БТРов, заключенный в 2009 году, расторгнут не был (хотя из-за срыва сроков на украинскую сторону и были наложены штрафные санкции).
Нет ясности и по сумме. Два миллиарда гривен — по нынешнему курсу это примерно 250 миллионов долларов. Однако контракт на поставку БТРов был заключен на сумму в 457 миллионов долларов.
По договору, заключенному в 2009 году, Украина обязалась поставить Ираку 420 БТРов. В начале 2011 года, как писала газета "Сегодня", стало известно, что первая же партия машин в назначенный срок иракцам передана не была. После этого выяснилось, что машины были забракованы из-за дефектов в 30-миллиметровых пушках. В КБ имени Морозова тогда переложили вину на производителей пушек (орудия были произведены на заводе в Каменец-Подольском).
В июле 2011 года сообщалось, что штрафные санкции за срыв поставок бронетранспортеров, наложенные иракскими заказчиками, составили три миллиона долларов.
Вину за срыв контракта гендиректор украинского концерна "Укроборонпром" Дмитрий Саламатин (недавно он был назначен министром обороны Украины) возложил на начальника и главного конструктора харьковского КБ Михаила Борисюка. Саламатин подписал распоряжение об увольнении Борисюка, однако тот продолжил исполнять свои обязанности, заявив, что снимать его с должности глава "Укроборонпрома" не имеет права. Впрочем, вскоре после этого Борисюк ушел на пенсию.
Как писала "Независимая газета", в ходе проверок, проводившихся в 2011 году, уже были выявлены случаи нецелевого использования средств, предназначавшихся для выполнения иракского контракта. В прессе также высказывалось мнение, что Украина изначально взяла на себя завышенные обязательства, неверно рассчитав время, необходимое для выполнения заказа.