Каракатицы оказались приверженцами чернил старого образца

Палеонтологи обнаружили, что чернила древних представителей класса головоногих практически не отличались от современных. Статья ученых появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое изложение приводит LiveScience.

Исследователи преследовали цель продемонстрировать, что остатки меланина - темного пигмента, встречающегося у организмов от простейших и до человека, - можно напрямую обнаружить в окаменелых останках. В настоящее время палеонтологи при изучении этого пигмента полагаются исключительно на косвенные методы. Для работы исследователи использовали сразу несколько методов физического и химического анализа - например, магнито-резонансную спектроскопию.

В качестве объекта изучения выступали окаменелые чернильные мешки, принадлежащие представителям класса головоногих, обитавших более 160 миллионов лет назад в Юрском периоде (продолжался с 208 миллионов по 145 миллионов лет назад). Современные их потомки используют чернила в качестве защиты - их выброс позволяет на время ослепить хищника и лишить его обоняния. Мешки были обнаружены в графствах Дорсет и Уилтшир на территории Великобритании.

Ученым не только удалось провести анализ чернил, но также установить, что их химический состав практически не отличается от состава чернил современных каракатиц обыкновенных (Sepia officinalis). По словам исследователей, это означает, что защитный механизм головоногих практически не меняется последние 160 миллионов лет.

В апреле 2012 года в журнале Geology появилась работа, авторы которой показали, что аммониты (вымерший подкласс головоногих моллюсков, обладавших раковиной, и родственники современных осьминогов и каракатиц) предпочитали жить в местах выхода метана. В настоящее время существует только один головоногий с раковиной - это наутилус.