Госкомитет национальной безопасности Киргизии заподозрил в подрывной деятельности гражданина Ирландии, правозащитника Конора Прасада, сообщает "Фергана".
Конор является сотрудником международной организации International Crisis Group, которая занимается сбором и анализом информации о "горячих точках" (в том числе потенциальных зонах возникновения конфликтов), публикует соответствующие доклады.
Он прибыл в Ошскую область Киргизии (на юг страны). В ГКНБ заявляют, что представитель ICG собирал информацию "о якобы существующих фактах ущемления прав узбекской части населения со стороны местных органов власти и представителей титульной нации, а также агитировал этнических узбеков на проявление активной гражданской позиции".
Представители местных силовых структур обыскали машину иностранца (как утверждается, они при этом располагали постановлением суда) и изъяли некие документальные материалы.
В ГКНБ заявляют, что экспертиза якобы выявила в этих материалах сведения, "разжигающие межнациональную рознь, провоцирующие людей на массовые беспорядки, а также представляющие угрозу целостности и стабильности республики". Спецслужба сообщила, что в настоящее время решается вопрос о применении в отношении иностранца "соответствующих мер".
На юге Киргизии два года назад (вскоре после очередной "революции") вспыхнули столкновения, в которые оказались вовлечены представители киргизской и узбекской общин. Прежде, чем властям удалось взять ситуацию под контроль, были убиты несколько сотен человек (большинство погибших составили узбеки), разрушены и сожжены несколько тысяч домов. Около 75 тысяч узбеков, спасаясь от погромов, бежали в соседний Узбекистан. Позднее большинство беженцев вернулись обратно в Киргизию.
Вину за провоцирование беспорядков киргизские власти возложили на лидеров узбекской общины, а также на сторонников свергнутого президента Курманбека Бакиева. Правозащитники неоднократно отмечали, что расследование погромов ведется с "узбекским уклоном" (то есть именно среди узбеков силовики прежде всего ищут виновных), хотя от погромов больше пострадала узбекская сторона. Мэр Оша Мелис Мырзакматов, открыто называющий себя киргизским националистом, по поводу июньских событий 2010 года заявил следующее: "Узбеки покушались на суверенитет Киргизии. Мы им дали отпор".
В начале 2012 года International Crisis Group подготовила доклад о ситуации на юге Киргизии. Представляя этот отчет, вице-президент организации Ален Делетроз в интервью "Коммерсанту" отмечал, что представители узбекской общины в регионе по-прежнему подвергаются дискриминации и что это может привести к новым столкновениям. "Они абсолютно бесправны, беззащитны, а кроме того, стали жертвами сознательно распространяемых мифов. Главный миф: причиной кровавых событий июня 2010 года стало то, что ошские узбеки хотели отделиться от Киргизии, - заявил представитель ICG. - На самом деле никаких сепаратистских лозунгов узбеки не выдвигали. В частных беседах киргизские политики это признают. Но категорически запрещают их цитировать".
По его словам, в Ошской области после событий 2010 года узбеки "были уволены с руководящих должностей", представителей этой общины практически не осталось в силовых структурах. Происходящее Делетроз оценил как "сегрегацию по национальному признаку". Его высказывания, как отмечает "Фергана", вызвали возмущение киргизской общественности.
Напомним, что доступ к сайту самой "Ферганы" ранее был заблокирован в Киргизии по решению местных властей. Их недовольство вызвали статьи, в которых, в частности, отмечалось, что в ходе беспорядков "власть в лице местных ментов и спецназовцев поддержала этническое большинство - киргизов" и что "наказывать ментов, попустительствующих погромщикам, новое правительство не спешит".