Черви стали биореактором для производства квантовых точек

Британские ученые научились производить квантовые точки теллурида кадмия при помощи дождевых червей Lumbricus rubellus. Работа опубликована в журнале Nature Nanotechnology.

Квантовыми точками называют частицы полупроводников, в которых электроны, из-за микроскопического размера тела, обладают необычными свойствами. Квантовые точки способны флюоресцировать, а длина волны испускаемого ими света зависит от размера частиц. Применение квантовых точек в биологических экспериментах часто ограничено тем, что получающиеся частицы нерастворимы в воде.

Для создания водорастворимых квантовых точек авторы решили использовать обыкновенных дождевых червей. Они обратили внимание на то, что у этих животных существует развитая система нейтрализации ионов тяжелых металлов. Такие ионы транспортируются в специальную ткань, которая выполняет у червей функцию печени.

В ходе эксперимента авторы выращивали красноватых дождевиков Lumbricus rubellus в течение 11 дней на почве, в которую были искусственно добавлены хлорид кадмия CdCl2 и теллурит натрия Na2TeO3.

В теле животных ионы металлов восстанавливались и комбинировались в квантовые точки. Ученые выделяли полученные частицы из ткани червей и использовали их для окраски клеточных культур. Полученные квантовые точки легко окрашивали раковые клетки, а после небольшой обработки полиэтиленгликолем их "проглатывали" и макрофаги.

Квантовые точки используются не только для окраски клеток, но также и как источники излучения или поглощающие пигменты в фотоэлементах. Недавно ученые предложили использовать их для для создания источников одиночных фотонов, необходимых для осуществления квантовой защищенной связи.