23 февраля, в субботу, в Париже на 76-м году жизни умер художник, актер и издатель Владимир «Толстый» Котляров, видный представитель левацкой волны советских эмигрантов. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Он родился в 1937 году в Москве, окончил исторический факультет МГУ по специальности «история искусства».
Служил в авиации, когда в 1958 году едва не погиб в результате падения на ядерном бомбардировщике: впоследствии это дало о себе знать, когда художник, взявший себе псевдоним «Толстый», создавал работы на рентгеновских снимках. В Советском Союзе он работал диктором на радио, инженером-электронщиком, реставратором.
В 1979 году Владимир покинул СССР и уехал в Париж. В эмиграции сначала бедствовал, даже был посудомоем. Впрочем, Толстый как авангардист-радикал презирал буржуазное стяжательство и не стеснялся своего положения. Напротив, Котляров стремился подчеркнуть свое отрицание монетаристского духа, и в 1995 году изобрел новое направление в живописи: он стал уничтожать деньги, разрезая их и расписывая склеенные лоскутки политическими и философскими текстами и лозунгами, создавая из них произведения искусства.
В Париже он создал русскую анархистскую группу «Черный передел Земли и Воли», разработав теоретическую концепцию, в рамках которой он предложил, в частности, дополнить классическую триаду «Свобода. Равенство. Братство» дополнительной: «Взаимопомощь. Просвещение. Честь».
Во Франции, заручившись поддержкой эмигрантов-бунтарей: Эдуарда Лимонова, Константина Кузьминского, Алексея Хвостенко, Вагрича Бахчаняна — Толстый стал выпускать журнал альманах «Мулета», затем газету «Вечерний звон», в которых подчас откровенно издевался над прочей эмигрантской «элиткой».
Толстый активно занимался анархистской пропагандой и в своих изданиях. Так, весь 4-й выпуск «Мулеты» был посвящен анархизму. В нем Толстый опубликовал сразу две свои статьи: «Уроки китайского анархизма» и «Похвала махновщине» (под псевдонимом «Кацапов»), а также перепечатал полностью брошюру Петра Кропоткина «Анархизм».
Как актер он снялся в нескольких десятках фильмов, среди которых «Индеец в Париже» (Un Indien dans la ville, 1994), «Королева Марго» (La Reine Margot, 1994) и «Ронин» (Ronin, 1998).
По словам соратников Толстого, его отличала непоколебимая тяга к жизни, и он даже свое искусство называл «вивризмом» — от французского «vivre» — «жить». «Принципы вивризма, — писал он в 2003 году, — с принципами художников контркультуры вовсе не совпадают. Художники контркультуры, то есть те люди, которые были так называемыми нонконформистами здесь (в России — Лента.ру), стали самыми заурядными конформистами там, на Западе. Я ни в коем случае не согласен с ситуацией, когда художник „математически“ вычисляет, что сейчас идет на рынке: ага, сейчас в моде черный цвет и дьявольщина, — и он начинает делать черный цвет и дьявольщину».