Источником воды на Юпитере оказалась комета Шумейкеров — Леви

Распределение воды в стратосфере Юпитера на фоне изображения самой планеты. Высокая концентрация - голубая, низкая - синяя. . ESA/Herschel/T. Cavalié et al.; Jupiter image: NASA/ESA/Reta Beebe (New Mexico State University)

Французские астрофизики установили, что источником практически всей воды в стратосфере Юпитера является комета Шумейкеров — Леви 9, упавшая на планету в 1994 году. Работа исследователей опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics, а ее краткое содержание приводит сайт Европейского космического агентства.

Выводы исследователей основаны на наблюдениях за стратосферой газового гиганта, проведенных при помощи космического телескопа «Гершель». Данные были получены в инфракрасном диапазоне, при длинах волн 66.4 и 179.5 микрометров, где вода имеет характерные пики излучения. В работе использовались установленные на телескопе спектрометры PACS и HIFI.

Составленная на основе данных «Гершеля» карта распределения воды в стратосфере Юпитера оказалась очень неоднородной: в южном полушарии ее концентрация была значительно выше, чем в северном. По словам астрофизиков, такая неоднородность однозначно говорит о том, что ее источником является комета Шумейкеров — Леви 9, которая в 1994 году вошла как раз в южное полушарие.

Комета Шумейкеров — Леви 9 была открыта 24 марта 1993 года. В 1994 году ее фрагменты, разорванные ранее гравитацией планеты, вошли в атмосферу Юпитера на скорости 64 километра в секунду. Падение, вызвавшее хорошо различимые возмущения в атмосфере газового гиганта, стало первым непосредственно наблюдаемым столкновением небесных тел в Солнечной системе.