Клюв оказался нужен птицам для определения долготы

Перемещение камышовок во время эксперимента

Российско-германская группа биологов под руководством Генрика Морицена установила, что тростниковая камышовка Acrocephalus scirpaceus ориентируется в магнитном поле Земли во время миграции благодаря сигналам, поступающим по тройничному нерву. Работа ученых опубликована в журнале PLoS One, а ее краткое содержание приводит ScienceNow.

В ходе эксперимента птиц, которые обычно мигрируют из окрестностей Калининграда на северо-восток, перемещали на 1000 километров восточнее. Чтобы добраться до мест гнездования, им нужно было изменить направление миграции с северо-восточного на северо-западное.

Части птиц перед перевозкой хирургически перерезали тройничный нерв, через который поступают сигналы от верхней части клюва. Оказалось, что переориентироваться и добраться до мест стоянки могут только те камышовки, у которых тройничный нерв был в рабочем состоянии. Остальные птицы летели в северо-восточном направлении — так, как будто они по-прежнему находились в окрестностях Калининграда. Результаты эксперимента говорят о том, что расположенные в клюве органы чувствительности помогают птицам приблизительно знать свое местоположение, однако, как именно это происходит, и что это за органы, не ясно.

По одной из выдвинутых ранее версий, в клюве птиц имеются скопления клеток, содержащих оксид железа (магнетит), которые помогают животным чувствовать магнитное поле Земли. Позднее оказалось, что магнетит в клюве накапливается в клетках-мусорщиках, макрофагах, и не влияет на работу нейронов.

По другой версии, за магниторецепцию у птиц отвечают белки сетчатки глаза - криптохромы (об этом говорит необходимость света для магнитной ориентации). По третьей гипотезе, явление может быть связано с какими-то клетками во внутреннем ухе, которые посылают свои сигналы через слуховой нерв.

Достоверно установленной чувствительностью к магнитному полю обладают очень многие живые организмы: некоторые бактерии, мухи-дрозофилы, акулы, скаты, форель, черепахи, коровы и, конечно, мигрирующие птицы. Тем не менее, до сих пор ученые смогли объяснить механизм чувствительности только у бактерий - он оказался связан с частицами магнетита, которые помогают стремящимся в ил клеткам отличить верх от низа.