Пресс-служба Роскосмоса обнародовала заключение аварийной комиссии, из которого следует то, что все три датчика поставлены при сборке на место вверх ногами с применением силового воздействия. Подробности приведены на сайте федерального космического агентства.
Заключение аварийной комиссии гласит, что ставшие причиной аварии датчики угловой скорости были поставлены на место с разворотом на 180 градусов за счет силового воздействия.
«В результате проведенных исследований комиссией установлено, что на стыковочных поверхностях трех из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия, аналогичные следам, появившимся после проведения эксперимента по нештатной установке приборов. Расположение оттисков силового воздействия по относительному положению и величине смещения практически полностью совпало с расположением на макете прибора, который использовался при эксперименте», — гласит сообщение Роскосмоса.
Комиссия также проанализировала работы по подготовке ракеты к старту и не нашла существенных нарушений. Эксперты выяснили, что допущенное на этапе установки датчиков нарушение технологического процесса было в принципе невозможно обнаружить в рамках существующей процедуры предстартовых проверок.
О причинах преждевременного старта сообщается менее определенно. Более того, исследования показали, что при проведении пуска ракеты-носителя формирование сигнала «Контакт подъема» произошло до того, как ракета на самом деле сошла с опор пускового устройства. Предположительной причиной называют преждевременную отстыковку электропневморазъемов пускового устройства стартового комплекса, однако это не могло привести к аварии. Почему разъемы отстыковались раньше времени, пока неизвестно, однако комиссия продолжает выяснение причин сбоя.
Ранее версия о неправильном подключении датчиков угловой скорости была озвучена неофициально, а затем ее подтвердил заместитель главы Роскосмоса Александр Лопатин, возглавлявший аварийную комиссию. 2 июля 2013 года ракета-носитель «Протон-М» упала и взорвалась почти сразу после старта. Официальное сообщение гласит, что авария произошла на ~32,682 с полета вследствие потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей (ДУС) системы управления РН «Протон-М».