Найден пульсар с изменчивым характером

Перенос вещества от обычной звезды к нейтронной в предоставлении художника

Перенос вещества от обычной звезды к нейтронной в предоставлении художника. Изображение: Bill Saxton; NRAO/AUI/NSF

Европейские астрономы впервые обнаружили пульсар, который способен за несколько дней менять режим своей работы: из радиопульсара превращаться в рентгеновский и обратно. Исследование опубликовано в Nature, кратко о нем сказано в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории США.

Объект, получивший название IGR J18245-2452, расположен на расстоянии 18 тысяч световых лет от Земли в созвездии Стрельца. Он был впервые обнаружен в 2005 году и идентифицирован как миллисекундный радиопульсар. Такие объекты представляют собой нейтронные звезды, которые вращаются вокруг своей оси со скоростью в сотню (или несколько десятков) раз в секунду. Благодаря вращению своего мощного магнитного поля они излучают стабильные радиосигналы и иногда называются «радиомаяками Вселенной».

В новой работе ученые показали, что обнаруженный в 2005 году радиопульсар и в 2013 году рентгеновский пульсар — это один и тот же объект, который способен переключаться из одного режима в другой. Отработав в режиме источника жесткого излучения на протяжении месяца, он снова перешел к излучению радиоволн в течение нескольких дней. Очевидно, что переключение вызывается изменениями в подаче вещества от донора, однако как оно регулируется, ученым еще предстоит выяснить.

Один из самых интересных для астрономов радиопульсаров, SGR J1745-2900, расположен в окрестности сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, которая находится в центре Млечного пути. Недавно ученые на основе анализа излучения этого пульсара определили характер магнитного поля в окрестности этого самого массивного объекта нашей галактики.