«Комитет защиты журналистов» (CPJ) обвинил администрацию Барака Обамы в том, что она препятствует информационной открытости правительства и общению государственных служащих с прессой. Об этом говорится в докладе, который 10 октября был опубликован на сайте международной организации.
По итогам собственного исследования, CPJ заключает, что Обама, вступивший в 2009 году на пост президента, не выполнил предвыборные обещания о прозрачности работы органов власти. Как выясняется, должностные лица, обсуждающие с журналистами нежелательные для правительства темы, становятся объектами внутренних расследований, в том числе с использованием детекторов лжи, прослушиванием их телефонов и отслеживанием электронной переписки.
В CPJ отметили, что после прихода Обамы к власти против шестерых госслужащих и двоих специалистов, работавших на правительство США по контрактам, в том числе Эдварда Сноудена, за разглашение секретной информации в СМИ выдвинули уголовные обвинения на основании федерального закона о шпионаже. При этом ранее за период с 1917 года, когда этот закон был принят, таких случаев было всего три.
Помимо жестких мер по предотвращению утечек правительственной информации, CPJ называет и другие направления политики действующей администрации, которые препятствуют свободе прессы. Это, в частности, активное использование подконтрольных Белому дому СМИ для манипулирования общественным мнением и масштабные программы электронной слежки, которые не позволяют журналистам сохранять анонимность своих источников.
О правительственных программах отслеживания электронной переписки и телефонных переговоров стало известно благодаря утечкам конфиденциальной информации, которые в 2013 году организовал Эдвард Сноуден, в прошлом работавший по контракту с ЦРУ и Агентством национальной безопасности. В США Сноудена обвинили в государственной измене и аннулировали его американский паспорт, в настоящее время разоблачитель находится в России, где ему предоставили временное убежище. Обнародованная Сноуденом информация вызвала обвинения в ущемлении гражданских свобод в адрес властей США — как внутри страны, так и за ее пределами.