«Антитеррористический» закон поставил в неравные условия российские интернет-компании

Фото: Torsten Silz /ddp/ dapd / AP

Российские интернет-компании поставлены в неравные рыночные условия с зарубежными конкурентами после принятия во вторник Госдумой «антитеррористического» закона. Это следует из мнений, высказанных «Ленте.ру» участниками рынка и экспертами.

В состав «антитеррористического» пакета, принятого Госдумой в третьем чтении, входят, в частности, поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно этим поправкам, компании, осуществляющие деятельность по передаче электронных сообщений пользователей сети интернет, обязаны в течение шести месяцев хранить на территории России информацию о переданных сообщениях.

Зарубежные компании, чьи сервисы доступны в России, как Google (владеет почтой Gmail и видеосервисом YouTube), Facebook или Microsoft (собственник Skype), в принципе обязаны обеспечить хранение переписки пользователей на расположенных в России серверах точно так же, как «Яндекс», Mail.ru, Rambler или «Вконтакте». Однако предоставляющие эти сервисы иностранные компании зарегистрированы за рубежом и не ведут в России хозяйственной деятельности, а их технологическая инфраструктура тоже расположена за пределами России.

Поэтому иностранцы, если не захотят, могут просто не выполнять требования нового закона. Это, с одной стороны, избавит их от немалых расходов на организацию хранения больших объемов информации, с другой — позволит использовать защищенность переписки пользователей как преимущество в конкурентной борьбе. В тоже время, российские компании будут просто обязаны исполнять закон и, значит, в обязательном порядке нести связанные с ним расходы и обременения.

По мнению эксперта в области корпоративного права председателя коллегии адвокатов Москвы «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе, такая ситуация приведет к созданию неравных условий на рынке для российских компаний по сравнению с зарубежными.

Правда, говорит юрист, государственные органы России могут использовать закрытие доступа к иностранным интернет-сервисам с территории нашей страны как аргумент для побуждения иностранных компаний к выполнению российских законов, однако на практике это вряд ли будет сделано. И в этом случае на рынке интернет-сервисов в России зафиксируется неравное положение российских компаний.

Участники рынка тоже видят неоправданные ограничения для российских интернет-компаний из-за принятия Госдумой нового закона.

Генеральный директор и основатель Mail.Ru Group Дмитрий Гришин заявил «Ленте.ру»: «Достаточно долгое время интернет-компании в России не находились под жестким регулированием. Результат работы отрасли за этот период очевиден для всех – сегодня Россия одна из немногих стран в мире, где местные интернет-проекты занимают лидирующие места в почте, соцсетях, играх, поиске».

«Курс на чрезмерное регулирование интернета, когда интернет-компании должны согласовывать с госорганами свое оборудованиеи программные решения, приведет к тому, что Россия потеряет интернет как уникальную отрасль, которая могла бы стать точкой роста новой, постиндустриальной экономики нашей страны», - уверен Гришин.

В компании «Яндекс» также считают, что принятие закона станет еще одним шагом к усилению государственного контроля над интернетом в России, что негативно скажется на развитии индустрии.

Кроме того, по мнению «Яндекса», обязанность организаторов обмена электронными сообщениями хранить данные обо всех фактах обмена между всеми пользователями в течение шести месяцев противоречит международным обязательствам России, принятым на себя в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше