Четыре негосударственных пенсионных фонда (НПФ) оказались банкротами и растратили пенсионные накопления своих клиентов. О том, что в этих фондах есть проблемы было известно еще с 2008 года. Однако лицензии у них отозвали лишь в 2012-2013 годах. Эксперты считают, что у прежнего регулятора были все возможности выявить махинации.
В частности, советник президента Национальную ассоциацию пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов в беседе с «Лентой.ру» выразил недоумение тем, что лицензии у указанных НПФ были отозваны лишь спустя 5 лет, после того, как об их финансовом состоянии стало известно. «О том, что в этих фондах есть проблемы, знал весь рынок еще с 2008 года. Более того, коллеги по отрасли пытались предложить руководству этих НПФ решение проблем, но те отказывались слушать кого-либо».
В свою очередь, председатель комитета по аналитике и рискам Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) Александр Баранов пояснил, что махинации было довольно просто отследить. «Это вопрос обмена информацией между ведомствами. ФСФР могла предупреждать подобные нарушения в пенсионных фондах, если бы работала в одной связке с Пенсионным фондом России и Минфином», — подчеркивает эксперт. Он пояснил, что ПФР имеет данные по трансферам пенсионных накоплений в негосударственные фонды, у Минфина есть их отчетность, а ФСФР имеет выверку от спецдепозитариев, под контролем которых передаются пенсионные накопления граждан из ПФР в управляющие компании. Эксперт считает, что мошенникам удалось вывести средства из-за того, что в регионах руководство недобросовестных НПФов имело возможность влиять на решения региональных отделений ПФР, ФСФР, прокуратуры, судов.
Как сообщила сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на Агентство по страхованию вкладов (АСВ), пенсионными банкротами стали НПФ «Трансстрой» и НПФ «Профессиональный независимый» (ПНПФ), НПФ «Семейный», Генеральный пенсионный фонд. По решению арбитражных судов в феврале 2014 года в этих фондах было введено конкурсное производство, а функции конкурсного управляющего возложены на АСВ. У указанных фондов были общие руководители Ирина Горина и Анатолий Берг. Против них возбуждено уголовное дело по обвинению в присвоении и растрате средств, совершенных организованной группой либо в особо крупном размере.
Совокупные обязательства фондов — более 700 миллионов рублей. Из них у НПФ «Генеральный пенсионный фонд» — 91,8 миллиона рублей, у НПФ «Семейный» — 231,1 миллиона рублей, у «Профессионального независимого» — 127,3 миллиона рублей, у НПФ «Трансстрой» — 272,3 миллиона рублей.
В результате недобросовестных действий НПФ оказалось похищено пенсионных накоплений на 700 миллионов рублей. Для сравнения, объем объем пенсионных накоплений и пенсионных резервов, сосредоточенных в НПФ составляет 2 триллиона рублей. Это менее 0,07 процента всех средств пенсионных накоплений в НПФах а с учетом пенсионных резервов менее 0,035 процента. Потери вкладчиков НПФ-банкротов компенсирует АСВ.
АСВ начало заниматься пенсионными банкротствами с нынешнего года. Система конкурсного управления обанкротившимися пенсионными фондами стала аналогичной системе с несостоятельностью банков — участников системы страхования вкладов. Надзор за НПФ с сентября 2013 года ведет Центральный банк, ставший мегарегулятором финансовых рынков. До этого времени за пенсионной отраслью наблюдала Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), ныне упраздненная.