Ученые объяснили наличие необычных изотопов в метеороидах

Раздув ветром высокоэнергетических частиц вещества новорожденной звезды

Раздув ветром высокоэнергетических частиц вещества новорожденной звезды. Изображение: ESA/ ATG medialab

Астрономы из Франции, Нидерландов, Великобритании и Италии продвинулись в понимании механизмов образования небесных тел — астероидов и метеороидов — в Солнечной системе. Свое исследование авторы опубликовали в журнале The Astrophysical Journal Letters, а кратко с ним можно ознакомиться на сайте Европейского космического агентства.

Ученые изучали природу химических элементов в метеоритах и обнаружили в них следы распада одного из изотопов бериллия (Be-10). Данный изотоп не синтезируется в результате термоядерных реакций на Солнце и при взрывах сверхновых. Как считают исследователи, нестандартный изотоп мог образоваться в результате столкновений частиц высоких энергий (более десяти мегаэлектронвольт) с такими элементами как, например, кислород.

Между тем, в скоплении OMC2 FIR4 ученым с помощью космического аппарата «Гершель» Европейского космического агентства удалось обнаружить нестандартное соотношение концентраций некоторых соединений, которое не может возникнуть стандартным образом только за счет термоядерных (и потом — химических) реакций в скоплении.

OMC2 FIR4 находится около туманности Ориона и представляет собой облако из космических газа и пыли, в центре которого находятся молодые звезды. Туманность Ориона находится на расстоянии 1344 световых лет от Земли и представляет собой самую яркую из известных диффузную (излучающую свет) туманность.

Астрономы наблюдают в молодом скоплении OMC2 FIR4 условия, похожие на раннюю Солнечную систему. Как считают ученые, аномальная пропорция в содержании соединений некоторых изотопов в OMC2 FIR4 имеет ту же природу, которая привела к появлению Be-10 в метеороидах. Вероятно, через OMC2 FIR4 пронесся похожий поток из высокоэнергетических частиц, что и миллиарды лет назад через Солнечную систему.