1 мая на дежурство в составе миссии НАТО «Балтийский воздушный патруль» (Baltic Air Policing) заступает очередная смена, сообщает официальный Facebook командования ВВС НАТО. Лидирующей страной очередной ротации станет Норвегия. Официальная церемония передачи дежурства от 37-й ротации к 38-й пройдет на авиабазе Шауляй в Литве.
Длительность дежурства в регионе составляет как правило четыре месяца. Лидирующей страной 37-й ротации была Италия, отправившая в Прибалтику четыре истребителя Еврофайтер «Тайфун». Вопреки сложившейся практике итальянские истребители останутся на еще одно дежурство. Итальянские «Тайфуны» будут базироваться совместно с четырьмя F-16 Норвегии на авиабазе Шауляй.
Миссия «Балтийского воздушного патруля» является одной из наиболее долгосрочных совместных операций НАТО, которая осуществляется с марта 2004 г. Основная официальная задача – защита воздушного пространства прибалтийских стран-членов альянса, лишенных собственных военно-воздушных сил.
Неофициально одной из основных задач является мониторинг российской военной активности над Балтийским морем и в Калининградском оборонительном районе. Наиболее заметным родом деятельности является перехват и визуальная идентификация боевых и транспортных самолетов ВВС России, осуществляющих полеты в Калининград.
Вплоть до недавнего времени дежурство выполнялось звеном истребителей одной из стран-членов Североатлантического альянса. Начиная с мая 2014 года в связи с обострением отношений Россия — НАТО и беспокойством прибалтийских стран, контингенты были значительно усилены.
Так, наряду с норвежским контингентом 1 мая на дежурство заступают истребители Великобритании. Четыре самолета Еврофайтер «Тайфун» будут базироваться в Эмари (Эстония). Так же на авиабазе Мальбурк (Польша) продолжат дежурство четыре бельгийских F-16. Таким образом Великобритания и Норвегия сменят Испанию и Польшу, принимавших участие в 37-й ротации, и общее количество стран — четыре, останется неизменным.
По информации НАТО, в течение 2014 г. истребители принимающие участие в «Балтийской воздушной полиции» более 150 раз вылетали на перехват и визуальную идентификацию российских самолетов, что в четыре раз чаще, чем в 2013 г.