Российский ученый с коллегами наблюдал каннибализм фуоров

Изображение: Eduard Vorobiev

Астрофизик Эдуард Воробьев из Южного Федерального университета вместе с зарубежными коллегами из Тайваня, Японии, США, Австрии и Германии впервые наблюдал звездный каннибализм — явление, при котором молодое светило (фуор) поглощает окружающие его в околозвездном диске протопланетные тела. Результаты исследований авторы опубликовали в журнале Science Advances, а кратко о них рассказал «Ленте.ру» российский ученый.

По словам Воробьева, им «впервые удалось получить наблюдательное подтверждение гравитационной неустойчивости газопылевых дисков, окружающих фуоры, — молодые вспышечные звезды, названные в честь первого обнаруженного представителя данного типа звезд — FU Ориона». При этом наблюдается резкое увеличение в сотни раз светимости звезды в течение нескольких лет, что объясняется падением материи на нее. Затем светило возвращается к исходному состоянию.

Изображение: Eduard Vorobiev

«Моя роль заключалась в теоретическом сопровождении данных исследований, а именно в сравнении структуры околозвездных дисков, полученной в результате моего численного гидродинамического моделирования, с наблюдениями фуоров», — отметил Воробьев. Ученый назвал проделанную коллективом работу «огромным шагом вперед в нашем понимании ранней эволюции звезд, подобных Солнцу». По его мнению, ранее Солнце также могло быть фуором.

Для наблюдения дисков был использован 8,2-метровый телескоп Subaru на горе Муана Кеа в Гавайях. Международная группа ученых провела наблюдения четырех фуоров (FU Ori, Z CMa, V1057 Cyg и V1735 Cyg) в поляризованном свете, позволившие впервые установить наличие в дисках звезд спиральных рукавов и арок, характерных для гравитационной неустойчивости.

«Случись такие вспышки с нашим Солнцем сейчас, Земля неизбежно была бы выжжена дотла, но, к счастью, такое происходит только на самых ранних стадиях эволюции звезд. И хотя нам пока не удалось напрямую наблюдать падающие протопланетные эмбрионы, данная работа будет стимулировать новые наблюдения на самых мощных современных и будущих телескопах», — сказал ученый.