В МГУ разработали безопасный метод выделения РНК из живых организмов

Изображение: PDB 1MSW

Группа ученых из МГУ в сотрудничестве с коллегами из Института технологий биоресурсов в Гималаях представила простой и экологичный метод выделения РНК из клеток бактерий, растений и животных с целью обнаружения вирусов в них. Свою работу ученые опубликовали в журнале European Journal of Biotechnology and Science.

Главной задачей при выделении РНК всегда было избавление ее от белка (депротеинизация). Для выделения этого вещества из вирусов, бактерий и высших организмов применяют вещества, вызывающие разрушение сложных клеточных и вирусных комплексов, в которых находится РНК. Для этой цели чаще всего использовались поверхностно активные вещества и фенол. Их сочетание позволяет получить искомую субстанцию практически из всех вирусов и клеток живых организмов. Нуклеиновые кислоты при этом переходят в водный раствор, а с каждой экстракцией 80 процентов белка экстрагируется в фенол.

Сейчас ученые предложили использовать для выделения РНК менее токсичное соединение — трихлорацетат аммония (ТХАА). Препараты РНК, полученные из вирусов, кишечной палочки, растений и клеток животных с помощью ТХАА, по физико-химическим свойствам не отличаются от препаратов, выделенных известными раньше методами.

ТХАА не входит в Международный список токсичных веществ, он безвреден для растений, не влияет на клетки животных и человека in vitro и in vivo. Это обстоятельство особенно важно для массового выделения РНК, необходимого, например, для диагностики вирусных инфекций в чрезвычайных обстоятельствах: при массовых заражения растений, животных и людей (эпифитотиях, эпизоотиях и пандемиях).

Коллектив ученых надеется, что в ближайшем будущем результаты их исследований будут применяться при диагностике массовых заболеваний растений и животных и способствовать быстрой борьбе с инфекциями.