Китай нашел способ усилить влияние в спорных водах Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом сообщает The New York Times.
Пекин развернул армаду катеров, оснащенных 76-миллиметровыми пушками и противокорабельными ракетами, которые, как отмечает газета, больше, чем эсминцы ВМС США. Однако эти корабли не имеют отношения к Военно-морским силам КНР, а являются судами береговой охраны, подчиняющейся Центральному военному совету.
«Всего за десятилетие Китай собрал крупнейший в мире флот береговой охраны, и он не похож ни на один другой. Более милитаризованные, более агрессивные в международных спорах и менее озабоченные обычными миссиями по охране порядка», — пишет обозреватель газеты Дэмиен Кейв.
![Население Китая сокращается. Почему китайцы больше не хотят рожать детей и как это повлияет на противостояние с США?](https://icdn.lenta.ru/images/2023/05/03/13/20230503130003855/owl_rect_200_f9716da85fda8a75888b79e3bd72966e.jpg)
![Нефть, террор и Чайна-таун. Китайские бизнесмены осваивают Афганистан. Как они помогают талибам восстанавливать страну?](https://icdn.lenta.ru/images/2023/03/28/13/20230328130644590/owl_rect_200_ba99420f69b655c096342addce5939b7.jpg)
![Тайвань наш! Китай готовит военное вторжение на мятежный остров. Чем грозит миру большой конфликт в Юго-Восточной Азии?](https://icdn.lenta.ru/images/2021/11/25/00/20211125004812743/owl_rect_200_410162fca90146dfdcf65623336f5817.jpg)
Автор обращает внимание, что ведущая роль береговой охраны укрепилась в 2013 году при Си Цзиньпине, который в первый год своего пребывания на посту лидера Китая создал морские силы. С 2013 года в Южно-Китайском море последовали десятки напряженных противостояний между кораблями китайской береговой охраны с Японией, Южной Кореей, Вьетнамом, Филиппинами и другими странами.
Кейв подчеркнул, что принятый КНР в 2021 году закон предоставляет береговой охране, которая находится под военным контролем, право применять смертоносную силу против иностранных судов в водах, на которые претендует Пекин, включая Южно-Китайское море, где он построил передовые оперативные базы на искусственных островах.
«В настоящее время в Китае насчитывается около 150 крупных патрульных кораблей береговой охраны водоизмещением не менее тысячи тонн, по сравнению с примерно 70 в Японии, 60 в Соединенных Штатах», — сказано в публикации.
Многие из китайских кораблей являются бывшими военно-морскими корветами, способными к длительным операциям и оснащенными вертолетными площадками.
На протяжении десятилетий Пекин ведет споры с несколькими странами Азиатско-Тихоокеанского региона касательно территориальной принадлежности ряда островов в Южно-Китайском море. Острова двух архипелагов — Парасельского и Спратли — по большей части необитаемы, но окружающие их воды богаты рыбой, и через них пролегают важные судоходные маршруты. По оценкам геологов, на океанском дне могут находиться месторождения газа и нефти.
Территория островов оспаривается шестью государствами: Вьетнамом, КНР, Китайской Республикой (Тайвань), Малайзией, Филиппинами и Брунеем. В Пекине считают, что Китай обладает «неоспоримым суверенитетом» над островами в Южно-Китайском море.